Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Банкиры хотят знать правду о малом бизнесе

Замдиректора регионального центра "Северо-Западный" ЗАО "Райффайзенбанк" Александр Конышков дал интервью о проблеме кредитования малого бизнеса.

В.: Малый бизнес боится брать кредиты или банки опасаются невозвратов?

О.: Конечно, боязнь банков давать кредиты малому бизнесу существует. Также есть не очень большое желание представителей малого и среднего бизнеса предоставлять информацию, необходимую для получения кредита, которую банки запрашивают. Не каждый потенциальный заемщик готов дать информацию, которой было бы достаточно.

Банк хочет знать правду: сколько клиент зарабатывает, сколько тратит, какие у него активы, регулярные платежи и т.д. Если клиент не может все это предоставить, отсутствует принципиальная финансовая информация, и очень тяжело сделать прогноз. Второй важный вопрос - залог. Если его нет, достаточно тяжело получить кредит.

В.: Но малому бизнесу приходится обращаться в разные банки. Такой марафон может отбить желание рассчитывать на кредит.

О.: Вы затронули очень важную тему, которая называется финансовая грамотность населения. Для того чтобы получить кредит, недостаточно пойти в ближайший банк. Надо пойти туда, где готовы помочь. Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, не каждый банк готов это делать.

С точки зрения эффективности малый бизнес, равно как и средний, представляет очень широкие возможности для банков. Другой вопрос - правильно выстроить процесс взаимодействия, учитывая, что это и вопрос технологии в том числе. Большинство банков оценивает малый бизнес, применяя те же критерии, что и при оценке крупного корпоративного заемщика.

Когда берешь финансы большой компании, понимаешь, какие есть активы, денежные потоки. Понимаешь, как это можно анализировать. Кроме того, обычно сумма корпоративного кредита гораздо больше, чем требует малый бизнес, соответственно, и трудозатраты при работе с корпоративными кредитами более эффективны.

Если идти по такому же пути с малым бизнесом - это неэффективно. В малом бизнесе действуют другие правила и принципы, надо настраивать модель больших чисел.

В.: Доля кредитов малого бизнеса значительно больше на Западе по сравнению с Россией? О.: Безусловно. Но надо смотреть, какие это банки. Есть банки, которые специализируются на малом бизнесе. Например, в Бангладеш есть банк, который специализируется на микрокредитовании, предоставлении $100. Человек, который его создал, получил Нобелевскую премию. Есть банки-монолайнеры, предлагающие один продукт, например, "быстрые деньги". Есть универсальные, а есть те, которые стараются лидировать в одном сегменте.

Статистически малый и средний бизнес занимает гораздо большую долю в Европе, чем у нас. Не зря сейчас правительство прилагает усилия для развития этого сегмента.

Все мы - потребители услуг малого бизнеса. В частности, в нашем банке есть специальные программы по его кредитованию. Кредитование малого и микробизнеса - это достаточно новое для нас направление, но интенсивное развитие сети банка стимулирует дополнительный интерес к этому сегменту. Надо идти к клиенту и делать бизнес там, где находится потенциальная клиентская аудитория.

В.: Применяется ли эффективная процентная ставка при кредитовании малого и среднего бизнеса?

О.: Это зависит от того, как считать. Действительно, люди смотрят на конкретный банковский продукт. Пример: под залог небольшого производства предприниматель берет кредит. Банки предъявляют требование застраховать залоговое имущество. Естественно, наш предприниматель списывает расходы на страхование на банковский кредит, полагая, что его вынудили. Но если случится страховой случай, у клиента будет совсем другое мнение. Это относится и к физлицам, и к малому и среднему бизнесу. Страховка не является обязательной тратой, но она нужна. Оборудование может сломаться, его может затопить. Что делать, если оно не застраховано? В принципе, это банкротство.

В.: Есть ли динамика увеличения доли малого и среднего бизнеса среди клиентов банков? О.: Безусловно, динамика есть, и она показывает увеличение объемов кредитования в разы. По моему мнению, этот продукт - кредитование предприятий малого и среднего бизнеса - следует по пути развития кредитования другого сегмента - физлиц.

по материалам газеты "Деловой Петербург"

РЕКЛАМА: