Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Концепция политики, направленной на защиту населения города Москвы от табачного дыма

broken-cigarette1. Введение

Распространение курения является существенной угрозой для здоровья жителей города Москвы, обусловливает целый ряд социальных, экономических и экологических последствий, а увеличение потребления сигарет и других табачных изделий ложится серьезным бременем на систему здравоохранения города.

Потребление табака увеличивает риск развития сердечно-сосудистых, бронхо-легочных заболеваний, злокачественных новообразований, болезней репродуктивной системы у женщин и мужчин, доказано негативное влияние табачного дыма на здоровье подвергающихся его воздействию детей. По данным Минздравсоцразвития РФ, курение является одним из основных факторов смертности российских граждан - вклад табака в общую смертность в Российской Федерации составляет около 17 процентов. Ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибает от 350 тысяч до 500 тысяч российских граждан и это несмотря на то, что потребление табака является одним из регулируемых факторов риска для здоровья человека.

Распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации в различных регионах страны  составляет среди мужчин от 53 до 80 процентов, а среди женщин - от 13 до 47 процентов.       Особую озабоченность вызывает рост курения среди молодежи. Важно отметить, что курить дети начинают рано: 43% регулярных курильщиков - в возрасте 13 лет и младше, в 10-12 лет, а 21% мальчиков курили до достижения 9-летнего возраста. Как показали исследования , молодые москвички курят больше, чем остальные российские девочки-подростки и даже больше, чем мальчики: курят регулярно 34% мальчиков и 30% девочек (для сравнения - российские показатели 37% и 22%, соответственно); а более 70% московских школьниц имеют опыт курения, что заметно превышает средний  показатель по РФ (57%). Таким образом, за последние годы произошло стирание разницы между женским и мужским курением. Очевиден рост продаж  так называемых женских сигарет - тонкие сигареты в сумочке или в руке стали привычным атрибутом московской школьницы.
Особую озабоченность вызывает тот факт, что абсолютное большинство курильщиков - 80% - начали курить до достижения 18-летнего возраста, когда человек мало осознает последствия вреда, который он наносит своему здоровью.
Высокий рост потребления табака за последние 5 лет (в 3 раза) отмечен среди женщин, во время беременности высокий процент курящих женщин продолжают курить, что приводит к увеличению числа детей, родившихся больными, а также росту недоношенности среди новорожденных и раннему прерыванию беременности.
Высокая ценовая и шаговая доступность являются основными факторами влияния на рост потребления табака подрастающим поколением. Низкая цена на сигареты, сопоставимая с ценой на мороженое или булочку, предопределяет выбор подростка, а повсеместно распространенные киоски торгуют круглосуточно сигаретами, причем практически невзирая на возраст покупателя, в нарушение действующего федерального законодательства. На деле, в Москве за последние годы сложились благоприятные условия для роста распространенности курения среди подростков.
Серьезный негативный эффект на здоровье некурящих жителей города Москвы оказывает воздействие вторичного табачного дыма. Отсутствие ограничений для курения в закрытых помещениях, особенно общественных местах, приводит к тому, не обеспечивается безопасная среда обитания человека (атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений) свободная от веществ табачного дыма, обладающих токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.
Одним из мощных факторов, влияющих на распространение курения среди москвичей, является активная реклама табачной продукции в ГУП «Московский метрополитен». Более восьми миллионов пассажиров ежедневно встречаются с красочно оформленными, привлекательными стендами с рекламой сигарет, на которой симпатичные молодые люди и девушки демонстрируют возможность удачи и успеха при приобретении того или иного сигаретного бренда.
Необходимо отметить, что среди курильщиков многие хотят избавиться от пагубной привычки, но, к сожалению, ограниченный доступ к безвозмездной информации по профилактике курения табака и недостаточный уровень организации профилактической работы и оказания медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака,  в учреждениях здравоохранения г. Москвы, ограничивают их возможности в отказе от курения.
Высокий уровень потребления табака и его постоянный за последние десятилетия рост наблюдается среди всех слоев и групп населения, вне зависимости от пола, возраста, социального положения, и представляет собой существенную угрозу для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений жителей Москвы.

2. Цель Концепции

Целью Концепции является создание условий для защиты жителей Москвы от табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и его воздействия на человека.
Реализация Концепции позволит создать условия для снижения распространенности курения среди жителей Москвы, обеспечить защиту от воздействия табачного дыма и достичь снижения показателей заболеваемости и смертности от заболеваний, связанных с потреблением табака.

3. Основные принципы реализации Концепции

Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах:
главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, в том числе признание прав граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
приоритетность защиты здоровья граждан  над интересами табачной промышленности;
обеспечение системного межсекторального подхода при формировании мероприятий, направленных обеспечение защиты жителей Москвы от табачного дыма;
информационной открытости и независимости оценки результатов Концепции с привлечением представителей гражданского общества; 
непрерывность и последовательность в реализации мер, направленных на обеспечение защиты жителей города Москвы от табачного дыма, с учетом достигнутых результатов.

4. Основные целевые ориентиры

В качестве целевых ориентиров в осуществлении политики, направленной на защиту населения города Москвы от табачного дыма на среднесрочную перспективу к 2014 г. должны стать:
- снижение распространенности потребления табака среди населения города Москвы на 10-15 процентов;
- недопущение потребления табака детьми, подростками и беременными женщинами
- снижение доли граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма на 50 процентов с достижением полной защиты от воздействия вторичного табачного дыма на территориях образовательных, медицинских, физкультурно-спортивных организаций и организаций культуры и во всех закрытых помещениях, без учета жилых помещений, находящихся в частной собственности;
- повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма, и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения города Москвы всех возрастных групп, независимо от пола и места проживания;

5. Меры, направленные на обеспечение защиты от табачного дыма

Воздействие табачного дыма служит причиной различных заболеваний, в том числе болезней сердца, рака легких и других тяжелых заболеваний. Организация зон, свободных от табачного дыма, гарантирует обеспечение прав граждан на благоприятную среду и мотивирует потребителей табака отказаться от его потребления.
Основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются:
- введение полного запрета на курение табака:
1) в закрытых помещениях, занимаемых органами государственной власти города Москвы, а также высшим должностным лицом города Москвы;
2) на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых государственными учреждениями здравоохранения города Москвы, а также медицинскими образовательными учреждениями, фармацевтическими, аптечными и иными организациями, имущество которых находится в собственности города Москвы, подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения;
3) на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых государственными образовательными учреждениями города Москвы, подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в сфере образования, а также иными организациями, имущество которых находится в собственности города Москвы, подведомственными указанному органу;
4) на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых государственными учреждениями культуры города Москвы, подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в области культуры и иными организациями, имущество которых находится в собственности города Москвы, подведомственными указанному органу;
5) на территориях и в закрытых помещениях, занимаемых государственными учреждениями города Москвы и унитарными предприятиями города Москвы, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, подведомственными уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы в области физической культуры и спорта;
6) в закрытых помещениях, занимаемых иными государственными учреждениями города Москвы, казенными предприятиями города Москвы, унитарными предприятиями города Москвы;
7) в закрытых помещениях, находящихся в собственности города Москвы и не указанных в пунктах 1 – 6 настоящей статьи, в том числе, в закрытых помещениях, которые переданы органами государственной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, казенными предприятиями города Москвы или унитарными предприятиями города Москвы в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, или которыми указанные органы и организации распорядились иным способом, за исключением отчуждения данных закрытых помещений в собственность других лиц.
- введение на переходный период временных требований и нормативов для организации мест (изолированных помещений) для курения табака и оснащения их эффективными вентиляционными системами в организациях, в которых  курение табака ограничивается.
- проведение информационных и обучающих кампаний о вредном воздействии табачного дыма на организм человека;
- осуществление надлежащего контроля (надзора) за соблюдением требований  предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения потребления табака.

6. Просвещение и информирование населения города Москвы о вреде потреблении табака и воздействия табачного дыма

Большинству людей известно о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма в целом, но они не знают о широком спектре конкретных заболеваний, вызываемых табаком, о вероятности инвалидности и преждевременной смерти от длительного потребления табака, о темпах и степени привыкания к никотину. Большинство курящих людей  значительно переоценивает вероятность того, что им удастся при желании бросить курить.
Проводимое средствами массовой информации просвещение граждан относительно опасностей для здоровья, связанных с потреблением табака, может повлиять на решение человека начать или продолжать курить или прекратить потреблением табака. Повышение информированности граждан о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма, побуждает их отказаться от этого.
Основными мерами по информированию населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма являются
- повышение осознания риска развития тяжелых заболеваний в результате потребления любых форм табака, включая активное и пассивное курение, а также развития табачной зависимости, которая является хроническим заболеванием, в том числе в результате пассивного курения
 - разъяснение особенностей влияния табака на развитие детского организма, физиологически обусловленных причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков и беременных женщин от потребления табака и  воздействия табачного дыма;
- разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни, признание потребление табака  неприемлемым для общества;
- создание положительного примера некурящей семьи, а также  разъяснение влияния табакокурения родителей на раннее приобщение детей и подростков к потреблению табака;
- разработку и установление механизма межсекторальной координации информационных и обучающих программ и кампаний по формированию здорового образа жизни среди населения, особенно детей, подростков и беременных женщин,;
- подготовка работников системы образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье;
- информирование работодателей о пагубных последствиях воздействия табачного дыма, повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах;
- разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженными данной привычке как можно дольше;
-укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы и программ обучения;
-разработку и реализацию специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения (дети, подростки, беременные женщины, работники сферы образования, культуры политики и руководящие работники) с использованием различных средств коммуникации (почта, пресса, телевидение, радио, транзитная антиреклама, Интернет, открытой консультативной телефонной линии и нетрадиционных средств распространения информации);
-разработку и размещение социальной рекламы, подготовку и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, для различных групп населения, учитывающей  возрастные, половые и социальные особенности различных слоев населения, и распространение ее через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые учреждения, библиотечные фонды;
- распространение  информации, разъясняющей  необходимость внедрения комплекса мер по приоритетным направлениям Концепции;
- разработку и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности, а также недопущения осуществления в образовательных и воспитательных учреждениях программ, разработка и внедрение которых осуществлялась при любом участии, поддержке табачных компаний или связанных с ними организаций;
- привлечение институтов гражданского общества к информированию о вредном воздействии табачного дыма и  развитию мотивации к отказу от потребления  табака среди взрослого населения.
- размещение в торговых объектах, в которых осуществляется розничная торговля табачными изделиями, предупреждений о вреде потребления табачных изделий и вредном воздействии табачного дыма,

7. Снижение доступности табачных изделий для несовершеннолетних

Несовершеннолетние граждане Российской Федерации являются особой категорией граждан, защита которых от воздействия табака должна быть приоритетной.
С целью снижения доступности табака для несовершеннолетних необходимо регламентировать требования к нестационарным торговым объектам, в которых осуществляется розничная торговля табачными изделиями, а также   обеспечить контроль за размещением четких объявлений о запрете продажи табака и табачных изделий несовершеннолетним;

8. Прекращение воздействия рекламы табачных изделий

Основными целевыми группами населения для рекламы табака в настоящее время являются несовершеннолетние, молодежь и женщины. Это связано с тем, что молодые люди более уязвимы в отношении потребления табака и, попав в зависимость, становятся постоянными потребителями на многие годы. Женщины, которые ранее традиционно меньше потребляли табак, также представляют коммерческий интерес как наиболее перспективная группа потребителей.
Эти целевые группы рассматриваются табачной промышленностью как огромный потенциальный рынок вследствие их возрастающей финансовой и социальной независимости и, соответственно, становятся мишенью для рекламы, поскольку распространенность потребления табака среди мужчин и так достигла критической величины.
Запрет рекламы табака является одним из наиболее эффективных направлений борьбы против табака для снижения количества граждан, вовлекаемых в потребление табачных изделий. 

9. Мониторинг и оценка эффективности реализации Концепции

Для принятия эффективных управленческих решений в области борьбы против табака, а также обоснования необходимых ресурсов должна быть сформирована система мониторинга и оценки эффективности Концепции (далее – Система мониторинга).
Система мониторинга позволит оценить динамику потребления табака и подверженности населения города Москвы воздействию табачного дыма для внесения соответствующих корректировок в Концепцию и план по ее реализации.
Формирование современной Системы мониторинга предусматривает:
проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, а также воздействия табачного дыма;
организация деятельности по сбору и анализу данных о потреблении табака в городе Москве;
включение в медицинскую документацию записей об отношении пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формы статистического учета и отчетности;
разработку протоколов для сбора данных по установленным показателям и индикаторам, создание базы данных в области борьбы против табака;
организацию деятельности ресурсного центра, осуществляющего сбор и анализ данных, поддержание и обновление базы данных в области борьбы против табака.

10. Механизм реализации Концепции

Система управления реализацией Стратегии должна обеспечить достижение поставленной цели, эффективность  принимаемых мер, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов. Система управления реализацией Концепцией предусматривает:
- разработку плана мероприятий по реализации Концепции;
- оценку и эффективное использование ресурсов на достижение показателей целевых ориентиров;
- создание механизма мониторинга, оценки  минимизации рисков реализации Концепции.

Для обеспечения управления, координации и контроля выполнения  мероприятий по реализации Концепции при Департаменте здравоохранения города Москвы создается Координационный совет по защите населения города Москвы от табачного дыма, в соответствии с законодательством города Москвы.

Читайте также "Проект закона города Москвы «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ ТАБАЧНОГО ДЫМА»"...

РЕКЛАМА: