Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Российские супермаркеты заполнены некачественными продуктами

Еще несколько лет назад нам казалось, что на некачественные продукты можно нарваться только на рынках. Сейчас же люди все больше жалуются именно на супермаркеты. За первые месяцы 2008 года Департамент потребительского рынка и услуг Москвы проверил более 50 продуктовых магазинов, в том числе сетевых супермаркетов. «Нарушения были практически везде, – заявил «НИ» начальник Управления оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг Анатолий Воликов...

Еще несколько лет назад нам казалось, что на некачественные продукты можно нарваться только на рынках. Сейчас же люди все больше жалуются именно на супермаркеты. За первые месяцы 2008 года Департамент потребительского рынка и услуг Москвы проверил более 50 продуктовых магазинов, в том числе сетевых супермаркетов.

«Нарушения были практически везде, – заявил «НИ» начальник Управления оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг Анатолий Воликов. – Одно из самых распространенных – реализация товаров с истекшим сроком годности».

В гипермаркете на Ярославском шоссе продавалось около 740 килограммов просроченной рыбы. Во время недавней проверки в этом магазине была приостановлена реализация почти двух тонн некачественных товаров, находящихся в обороте.

«В московских супермаркетах продукты, которые нужно хранить при температуре минус 18 градусов, хранятся при 6–9 градусах мороза, – сетует Анатолий Воликов. – Санитарное состояние торговых площадей и подсобок неудовлетворительное».

Некачественные продукты – это не только столичная проблема. Так, в Краснодаре в гипермаркете «Ашан», который только недавно появился в городе и обещал показать жителям кубанской столицы настоящий европейский класс торговли, проверка Россельхознадзора выявила 300 килограммов красной икры «второй свежести» безо всяких документов, а также несколько тонн рыбы, морепродуктов и мяса с неустановленными сроками годности, без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов. Хранилось все это без соблюдения температурного режима.

В Ульяновске жители тоже не доверяют крупным магазинам. Часто на продуктах в супермаркетах перебивают сроки годности товаров. При этом продавцы прибегают к различным уловкам, чтобы быстрее реализовать их. Выставляют, к примеру, в один ряд с пакетами свежей сметаны просроченную. Расчет делается на тех покупателей, которые не смотрят на дату изготовления.

«Мы давали подписку о нераспространении сведений о нашем магазине, но молчать о том, что происходит, я не могу, – рассказывает менеджер зала одного из супермаркетов в Челябинске. – Внешне все продукты выглядят привлекательно, но каким способом это достигается?! В мясном отделе сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры толстый налет, а застарелую вареную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой. Просроченную сырую курицу обжаривают в гриле и продают еще дороже. Заплесневелые овощи моют и сушат, с капусты снимают пожухшие листья, а испорченные ягоды раскладывают по корзиночкам, сверху прикрывая свежими и заворачивая в пленку».

Не лучше обстоят дела и в молочном отделе – сыр каждый день заворачивают в новый целлофановый пакет, на котором указывается новый срок годности. Товары снимаются с продажи, только если ничего нельзя сделать с датой.

Часто можно видеть, как на магазинных полках лежит почерневшая от времени колбаса, которая стоит в два раза дешевле, чем ее более свежая «соседка», и привлекает внимание яркой этикеткой с надписью «выгодно». «Никакой уценки пищевых продуктов быть не должно, это незаконно, – утверждает Анатолий Воликов. – Если сотрудникам магазина кажется, что после истечения срока годности товар еще можно употреблять, он должен пригласить специальную службу, которая проведет исследование продукта и выяснит, не повлияет ли он на здоровье человека. Это заключение обязаны предъявлять потребителю».

По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, большинство продавцов все же предпочитают вернуть деньги за испорченный продукт. «Они не хотят, чтобы потребитель обратился с жалобой в надзорный орган, – полагает он. – Но я советую и пытаться вернуть деньги, и жаловаться в местное управление Роспотребнадзора, чтобы он проверил всю продукцию этого магазина».

Однако большинство россиян просто выбрасывает испорченный товар на помойку. В суд отстаивать свое право на получение качественных товаров не идет почти никто. «Плохой продукт легче выбросить, чем тратить силы на судебное разбирательство, – признался председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Процессов по этому поводу практически не бывает».

Для того чтобы выиграть процесс против магазина, нужна хорошая доказательная база. Эксперты советуют сохранять чек и упаковку от товара, собрать медицинские справки – обращаться в стационар, где сделают анализы и выяснят, что именно послужило причиной недомогания.

В Ассоциации компаний розничной торговли тем временем проблему ненадлежащего качества товаров в сетевых супермаркетах не признают. «В таких магазинах продукции уделяется очень серьезное внимание, – считает исполнительный директор АКОРТ Олег Сазанов. – Там используется современное торговое оборудование, позволяющее четко соблюдать условия хранения продовольственных товаров, работают специальные службы качества».

Специалисты отмечают, что нынешнее законодательство позволяет супермаркетам беспечно относиться к вопросам качества продукции и не бояться проверок. За границей владельцам супермаркетов и в голову не приходит оставлять просроченный товар на полках, потому что это влечет за собой огромные штрафы и потерю репутации. А штраф в 15–20 тысяч рублей, который накладывает Роспотребнадзор на российские сетевые компании, практически ими не ощущается. Конкуренция же между магазинами, по мнению экспертов, в России еще не развита до такой степени, чтобы стать реальным механизмом контроля качества.

по материалам газеты "Новые известия"

РЕКЛАМА: