Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

«Общественный контроль» подал в суд на крупнейших российских сетевых ритейлеров

Представители организации «Общественный контроль» подали в суд на крупнейших российских сетевых ритейлеров – компании Х5 Retail Group и ОАО «Седьмой континент». В течение нескольких месяцев защитники прав потребителей скрупулезно собирали свидетельства того, как сети обманывают покупателей, подсовывая им некачественный товар. Итог: множественные нарушения зафиксированы на видео, защитникам прав потребителей осталось доказать свою правоту судьям.

Защитники прав потребителей обвиняют сетевой ритейл в обмане и торговле просроченными продуктами, но розничные операторы исков пока не получили и считают претензии необоснованными.

Чтобы продать продукты с истекшим сроком годности, как утверждает общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», продавцы магазинов идут на разного рода ухищрения: например, смешивают новые партии конфет со старыми, натирают протухшую рыбу маслом, меняют этикетки, на которых указывают новый срок годности.

Сотрудники общества, которое в четверг опубликовало результаты своего расследования, научились приемам «честной» торговли, устроившись на работу продавцами в столичные магазины, где они зафиксировали многочисленные нарушения на видеокамеру.

В первую очередь правозащитников-«продавцов» поразили антисанитарные условия, в которых им пришлось работать. «Для устройства на работу не требовалось даже наличия санитарной книжки или справок о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, которые могут передаваться через контакт с продуктами», - говорится на сайте общества.

Поработав в торговых сетях, человек получает опыт продажи просроченных продуктов под видом свежих, отмечают авторы расследования. Навыкам обмана новых сотрудников учат более опытные продавцы.

«Наши сотрудники теперь умеют натирать протухшую рыбу подсолнечным маслом, чтобы она выглядела более свежей; прятать под кубиками льда голову и хвост рыбы, чтобы скрыть следы гниения; заливать креветки холодной водой и в таком виде замораживать, чтобы они выглядели гораздо крупнее; некачественную часть мяса прикрывать более свежим куском; фрукты не первой свежести перемешивать с новой партией; просроченные конфеты отправлять на перефасовку», - рассказывают защитники прав потребителей.

«Уволившись» из рядов продавцов, сотрудники ОЗПП уже в качестве обычных покупателей провели несколько контрольных закупок в магазинах Х5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») и «Седьмого континента», на которые в ОЗПП, по их же данным, поступает наибольшее количество жалоб от российских потребителей.

Сыр и хлеб с плесенью, просроченные сардельки и наборы к пиву, закупленные сотрудниками ОЗПП в этих магазинах, по итогам экспертизы оказались непригодными и даже опасными для здоровья, утверждают в обществе.

В подтверждение недобросовестности российских ритейлеров «Общественный контроль» разместил на своем сайте фотографии испорченных продуктов, купленных россиянами в разных магазинах.

Под опубликованной на ресурсе фотографией с козинаками указано: «Покупатель приобрел в супермаркете «Седьмой континент» упаковку козинаков. Когда пакет открыли, из него разлетелись маленькие бабочки. Потребитель решил подать на торговую сеть в суд. Проведенная экспертиза показала, что в продукте присутствовали личинки бабочки зерновой огневки, которые успели превратиться в бабочек».

Как сообщается на сайте, суд признал правоту покупателя и обязал ответчика выплатить 31,9 рубля в счет стоимости некачественного товара, 4 тыс. рублей за проведенную за счет истца экспертизу и 10 тысяч - в качестве компенсации морального вреда.

В пакете с фирменными фисташками одного из магазинов потребитель обнаружил «хорошо просоленную мышь». «Экспертиза показала, что мышь попала в пакет до того, как фисташки прошли обработку, и была просолена и просушена вместе с ними», - говорится в подписи к фотографии.

Еще один потребитель приобрел в магазине сыр «Адыгейский», а после вскрытия упаковки обнаружил, что этикетка переклеена. Перед переклейкой сыр был годен до 6 января 2010 года, но благодаря умелости рук продавца срок годности «продлился» до 15 января, сообщает сайт ОЗПП.

«В связи с тем, что указанные торговые сети никак не собираются менять свою политику по реализации просроченных продуктов, а нарушения прав потребителей носят массовый характер, ОЗПП в судебном порядке требует прекратить противоправные действия и привести практику работы в соответствие с законодательством», - говорится в сообщении на сайте ОЗПП. В четверг защитники прав потребителей подали исковое заявление «в защиту неопределенного круга лиц» в Тверской и Головинский суды города Москвы на сети Х5 Retail Group и ОАО «Седьмой континент» соответственно. Однако ответчики называют претензии «Общественного контроля» необоснованными и намерены защищать деловую репутацию.

В «Седьмом континенте» РИА «Новости» сообщили, что в текущем году никаких официальных предупреждений от общества защиты прав потребителей компания не получала. Между тем в 2009 году ОЗПП подало к ритейлеру два иска, но «не смогло обеспечить явку своих представителей и предоставить достаточную доказательную базу, в связи с чем оба дела оставлены без рассмотрения», - отметили в компании.

В «Седьмом континенте» подчеркнули, что в заявлении ОЗПП видят ряд нарушений норм закона о защите деловой репутации. «Наши юристы уже работают над этим», - сказала пресс-секретарь компании Влада Баранова.

В X5 Retail исков от защитников прав потребителей также пока не получали. «Нам сложно говорить о том, чего нет, потому что пока это обвинение выглядит совершенно голословно и абсолютно необоснованно. Как только мы увидим исковое заявление и поймем, в чем заключается претензия ОЗПП, тогда мы дадим официальный комментарий по каждому перечисленному эпизоду», - сказал агентству руководитель отдела по связям с общественностью компании Максим Трапезников.

В свою очередь юристы ОЗПП утверждают, что направили официальные предупреждения менеджерам магазинов. Глава «Общественного контроля» Михаил Аншаков сообщил, что имущественных претензий иски не содержат. «Мы просим суд признать противоправными действия «Седьмого континента» и «Перекрестка» и, соответственно, обязать их прекратить эти действия, опубликовать в центральных СМИ эту информацию, а также разместить ее на стендах магазинов в так называемых уголках потребителей», - сказал Аншаков.

По его мнению, санкции со стороны государственных контролирующих органов для таких крупных торговых сетей «смехотворны». «Во-первых, их проверять могут не чаще, чем раз в три года. Во-вторых, средняя сумма штрафа составляет порядка 10 тысяч рублей. Они этого просто не заметят», - сказал глава общества.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 1 февраля в России вступил в силу новый закон «О торговле». Он, в частности, серьезно ограничил возможности сетей превращаться в «местные» монополии, установил жесткие сроки оплаты поставленного товара. В нем также была сделана попытка упорядочивания бонусов, которые сети взимают со своих поставщиков за размещение их товаров на полках.

Однако спустя два месяца член думского комитета по аграрным вопросам, депутат от «Единой России» Виктор Таранин в интервью газете ВЗГЛЯД признался, что меры антимонопольного регулирования не возымели особого действия на продуктовый ритейл. «Торговые сети как брали бонусы, так и берут. Только теперь слово «бонус» они заменили на «вознаграждение», и составляет оно от 7% до 40%, включая и социально-значимые продукты. Аргумент тот же: не хотите платить - не поставляйте. Такова их позиция», - возмутился депутат непреклонностью сетевой торговли.

В апреле в Госдуму был внесен проект закона, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение закона «О торговле». Он, в частности, предусматривал, что на первый раз недобросовестные ритейлеры смогут отделаться максимальным штрафом до 500 тыс. рублей. Если же за руку поймают дважды, расплачиваться за обман сетям придется уже не фиксированным штрафом, а выручкой с оборота - от 0,3% до 3%.

Пока же за нынешние небольшие и будущие существенные штрафы ритейлеров своим кошельком и здоровьем платит потребитель.

Электронное периодическое издание «ВЗГЛЯД.РУ»

РЕКЛАМА: