Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Динамика развития российской торговли - розничный и оптовый оборот за 2007 год

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков и т.д. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.

Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющих продажу населению товаров через собственные торговые заведения или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания формируются по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий, выборочных обследований розничных рынков, ярмарок, индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность.

Оборот розничной торговли в 2007 году вырос по отношению к 2006 году на 15,2 % и  составил 10757,8 млрд. рублей. В 2007 году оборот розничной торговли на 84,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля розничных рынков и ярмарок  составила 15,3%% (в 2006 году – соответственно 80,3% и 19,7%) .

В таблице 1 представлена структура оборота розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках. 

 

Таблица 1

 

2007 год

млрд. руб.

в % к 2004 г.

Всего

10757,8

115,2

в том числе:

оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка

 

 

9111,8

 

 

121,5

продажа  товаров на розничных рынках и ярмарках

1646,0

89,5

 

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в   2007 году также как и в 2006 году  составил 45,3%,  доля непродовольственных товаров – 54,7%.

В последние годы во всех регионах страны активно развиваются торговые сети. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество производимых товаров, способствует внедрению современных технологий. По оценке, торговые сети в 2007 году занимали более 20% оборота торговли торгующих организаций.

На рис. 1 представлена структура формирования оборота розничной торговли в 2007 году.

Структура формирования оборота розничной торговли в 2007 году

Рис. 1 Структура формирования оборота розничной торговли в 2007 году

В общей структуре формирования оборота розничной торговли продажа товаров на розничных рынках в 2007 г. снизилась по отношению к 2006 г. с 20% до 15%, продажа крупными и средними организациями, наоборот, повысилась с 33% до 38%.

На рис. 2 представлена динамика объемов оборота розничной торговли за 2000-2007 г.г. в целом по Российской Федерации.

Динамика объемов оборота розничной торговли по Российской Федерации за 2000-2007 г.г.

Рис. 2 Динамика объемов оборота розничной торговли по Российской Федерации за 2000-2007 г.г.

За рассматриваемый период объем оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации вырос в 4,8 раза.

На рис.3 представлены доли федеральных округов в российском обороте розничной торговли за 2007 год. Доли федеральных округов в российском обороте розничной торговли за 2007 год

Рис. 3 Доли федеральных округов в российском обороте розничной торговли за 2007 год

 

Анализ рис. 3 показывает, что около половины оборота розничной торговли приходится на Центральный федеральный округ (38% от российского оборота розничной торговли за рассматриваемый период). Это связано с тем, что крупнейшие оптовые фирмы расположены в данном федеральном округе, что сокращает транспортировку товаров их для конечного потребителя.

Для примера распределения розничного товарооборота в региональном разрезе рассмотрим Северо -Западный федеральный округ (см. рис. 4).

Доли регионов Северо-Западного   федерального округа  в федеральном  обороте розничной торговли этого округа за 2005 год 

Рис. 4 Доли регионов Северо-Западного федерального округа в федеральном обороте розничной торговли этого округа за 2005 год

 

Анализ рис. 4 показывает, что наибольшая доля в розничном торговом обороте приходится на  Санкт-Петербург.  Санкт-Петербург – крупный мегаполис, с большой численностью населения.  В этом  регионе уровень доходов на душу населения превышает средний по России, покупательская способность населения высокая, что  способствует развитию розничной торговли.

За 2007 год органами Роспотребнадзора было проведено 122,6 тыс. проверок торговых мест на розничных рынках, в половине из которых выявлены нарушения. По результатам проверок было вынесено 52,1 тыс. постановлений о наложении штрафных санкций: из них 30% - по статье «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»; 30% - «продажа товаров ненадлежащего качества»; 23% - «продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин»; 11% - «нарушение иных прав потребителей». Сумма взысканных с правонарушителей штрафов составила 87,8 млн. рублей, что составляет 1,5 тыс. рублей в расчете на одно торговое место из тех, где были выявлены нарушения.

Продажа продукции (товаров) организациями оптовой торговли (оборот оптовой торговли) – стоимость отгруженных на сторону товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи для профессионального использования (переработки и дальнейшей продажи).

Показатель продажи продукции (товаров) формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность.

В 2007 году  оборот оптовой торговли увеличился по отношению к 2006 году  на 13,4% и  составил  24457,1 млрд. рублей.

В 2007 году оборот оптовой торговли на 77,0% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 18829,8 млрд. рублей или 117,9% к 2006 году. На долю малых предприятий приходилось 42,7% оборота оптовой торговли.

Среди факторов, ограничивающих деятельность оптовых организаций в наибольшей степени, респонденты выделяют неплатежеспособность покупателей и недостаток собственных финансовых средств – по 60%, высокий уровень налогов – 53%.

На рис. 5  представлены доли федеральных округов в российском обороте оптовой  торговли за 2007 г.

Рис. 5 Доли федеральных округов в российском обороте оптовой  торговли за   2007 г  

Рис. 5 Доли федеральных округов в российском обороте оптовой торговли за 2007 г

Анализ рис. 5 показывает, что основную долю в российском обороте оптовой торговли (50%) занимает Центральный федеральный округ. Крупнейшие оптовые компании расположены именно в этом округе.

Для примера распределения оптового товарооборота в региональном разрезе рассмотрим Центральный федеральный округ (см. рис. 6).

Рис. 6 Доли регионов Центрального   федерального округа  в федеральном  обороте оптовой торговли этого округа за  2007 год 

Рис. 6 Доли регионов Центрального федерального округа в федеральном обороте оптовой торговли этого округа за 2007 год

 

Анализ рис. 6 показывает, что Московский регион занимает 86% в общем объеме оптового оборота за 2007 год.  В Москве и Московской области расположены как московские, так и региональные оптовые фирмы, которые реализуют свою продукцию практически по всей стране. Доля других регионов  Центрального федерального округа составляет в среднем 1% от объема оптового оборота Центрального федерального округа.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле, проведенного в конце 2007 года, в оптовой торговле сохранилась благоприятная ситуация для предпринимательской деятельности. Как «благоприятную» и «удовлетворительную» ее охарактеризовали 90,1% руководителей торговых организаций.

Достаточно оптимистично оценивают предприниматели перспективы развития экономической ситуации в оптовой торговле в 1 квартале 2008 года: 88,3% из них полагают, что она не ухудшится, в том числе 20,2 % рассчитывают на ее улучшение, прогнозируя увеличение портфеля заказов на реализуемую продукцию, оптового оборота и объема продаж в натуральном выражении.

На рис. 7 представлен удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара в декабре 2007 года, в процентах.

Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара в декабре 2007 года 

Рис. 7 Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара в декабре 2007 года

На рис. 8 представлена динамика объемов оптового оборота за 2000-2007 г.г. в целом по Российской Федерации.

Динамика объемов оптового оборота за 2000-2007 г.г. в целом по Российской Федерации 

Рис. 8 Динамика объемов оптового оборота за 2000-2007 г.г. в целом по Российской Федерации

Анализ рис 8 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли оптовыми организациями. Так, в 2007 году по отношению к 2000 году его рост составил 4,4 раза. Оборот организаций оптовой и розничной торговли, организаций по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования в 2007 году составил 26108,6 млрд. рублей, что в фактически действовавших ценах на 31,1% больше, чем в предыдущем году.

Ведущий научный сотрудник ОАО «ИТКОР»,
кандидат экономических наук
Кузьмичева М. Б.

 

{mosloadposition exp}

РЕКЛАМА: