Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Время делать деньги

Считается, что кризис – это время со знаком «минус». Рискнем утверждать обратное: это возможность для новых стартов. Наталья Алякринская отправилась на поиски тех, кто не побоялся в трудное время начать свое дело, – и нашла их

…Когда стало ясно, что кризис уже здесь, московский предприниматель Альберт Рябышев вспомнил известную фразу булгаковского героя, профессора Преображенского, о том, что разруха не в сортирах, а в головах.

– Так и с кризисом: он, скорее, в сознании людей, – говорит сегодня Рябышев. – Паника и непонимание происходящего порождают огромное количество слухов, неадекватных поступков – как среди бизнесменов, так и среди обычных граждан. Поэтому мы с партнерами по бизнесу решили: надо думать не о том, как бороться с кризисом, а о том, как будем жить после него.

Антикризисные самоеды

К тому моменту у Рябышева, управляющего группы компаний, сложился успешный бизнес в области телекоммуникаций. Тем не менее, он хорошо понимал: нужна диверсификация. Поэтому еще осенью начал присматриваться к рынку фаст-фуда. Именно здесь, как подсказали ему интуиция и здравый смысл, могли открыться новые возможности.

– Статистика утверждает: во времена кризиса часть потребителей переходит от более дорогих вариантов питания – кафе и ресторанов – к более демократичным, – объясняет Альберт. – Но в то же время людям по-прежнему важно качество. Поэтому мы решили попробовать себя в производстве продуктов быстрого питания премиум-класса.

Идея оказалась под боком. Ее переуступил Альберту друг-бизнесмен, отказавшийся от нее из-за кризиса. Так на свет появился проект «Самоеды». Пшеничная лепешка с различными начинками, или буррито на русский манер – вот то, что сможет удивить небогатый рынок отечественного фаст-фуда, рассудил Рябышев. Да и название говорящее: «самоед» – значит «сам купил, сам открыл, сам съел». На выбор – семь вариантов начинок и соусы на любой вкус. Народные вкусы изучили с помощью фокус-групп. К примеру, женщинам понравились самоеды с яблоками: они напомнили им яблочный штрудель. А мужчин впечатлили самоеды со свининой: туда, помимо мяса, входят жареная картошка и соленый огурец.

– Наша целевая аудитория – молодые и среднего возраста активные люди, которым нужно быстро перекусить нормальным качественным продуктом, – добавляет Игорь Шиловский, партнер Рябышева. – Мы уверены, что именно в период выхода из кризиса, который потребует от людей больших усилий – передвижений, встреч, переговоров – такой продукт будет востребованным. Причем не только в Москве, но и на федеральном уровне.

От первоначальной идеи – продавать самоеды через автоматы – отказались из-за несовершенства техники. С мая, как планирует Рябышев, самоеды в вощеной бумаге, положенные в картонные коробочки и снабженные зубочисткой и салфеткой, появятся в продаже в московских бизнес-центрах, кинотеатрах, барах и кафе. Сейчас уже готовы производственные площади на одном из пищевых комбинатов в Подмосковье. К сентябрю Альберт и партнеры надеются выйти на товарный объем и окупить производственные затраты, а в следующем году – выйти на федеральный уровень.

Тех, кто сегодня собирается начинать с нуля, Альберт Рябышев только приветствует – но с оговорками:

– Начинать сегодня, безусловно, можно и нужно. Именно те, кто верит, что кризис быстро закончится, способны двигать экономику вперед и заставлять двигаться окружающих. Но надо реально оценивать свои силы, хорошо все просчитывать и уметь определить для себя точку невозврата, когда вдруг понимаешь: все, что ты делал до настоящего момента, было ошибкой. Тогда нужно глубоко вздохнуть, не влезать в долги и вовремя остановиться.

 

Перспективная виртуальность

Вовремя остановиться не смог однажды москвич Игорь Храмов. Его предприятие по производству кожгалантерейных изделий не выдержало конкуренции с Турцией и Китаем. Игорь тщетно пытался искать работу по найму. Из тупика его вывела встреча с опытным менеджером по подбору персонала: «Поезжайте куда-нибудь, отдохните, а потом придумайте что-то свое, - посоветовала она. - Вы же патологический предприниматель».

Это определение Храмов оправдал. Он съездил на курорт, проветрил голову и вернулся с уверенностью: его Клондайк – в интернете. К 40 годам Игорь не потерял способности учиться, и вскоре учеба на семинарах принесла свои плоды: он научился делать качественные сайты и продвигать их в поисковых системах. Потекли заказы от знакомых, появились и заработок, и уверенность в себе. В конце октября 2008 года Игорь отправился в налоговую, чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. И тут грянул кризис.

– Это сначала охладило мой пыл, – рассказывает бизнесмен. – Но потом я начал анализировать рынок и понял: перспективы у меня довольно неплохие. Реклама – двигатель торговли и компаниям никуда от этого не деться. А поскольку рекламный рынок безумно дорогой, компании начнут оптимизировать свои рекламные бюджеты и подадутся в интернет: там цены ниже, а эффективность гораздо выше.

Действительно, по прогнозу агентства ZenithOptimedia, единственный сегмент рекламного рынка, который будет развиваться в кризис, - это интернет-реклама: в 2009 году в России ее объем может вырасти на 75%. Игорь уже чувствует на себе – прогноз сбывается: сегодня он загружен работой до предела, причем без всякой саморекламы. Помогает «сарафанное радио»: если клиенту нравится – рекомендует знакомым. Цены у Храмова на уровне среднерыночных: от 6 тысяч рублей за простой сайт-визитку до 20-50 тысяч и выше за решения посложнее. Впрочем, кризис вносит свою правку: часто приходится входить в положение заказчиков и идти на серьёзные скидки.

Помимо своего дела, Храмов успевает заниматься общественным – администрирует им же созданный сайт общественного объединения предпринимателей «Всероссийское движение «За честный рынок». А потому настроения в среде малого бизнеса знает из первоисточника.

В целом настроение довольно кислое, - констатирует он. – Проблема в том, что к кризису мы подошли с уже весьма низким индексом оптимизма. Я имею ввиду политику государства по отношению к малому и среднему бизнесу. У людей есть желание даже в условиях кризиса заняться бизнесом, чтобы выжить и потом, может быть, раскрутиться. Но государство не делает ничего, чтобы стимулировать эти процессы. Никто пока не отменил поборы пожарных, милиции, налоговиков. А при регистрации бизнеса лично я выуживал необходимые бумаги из налоговой инспекции три месяца вместо одного…

 

Выживает сильнейший

Что такое начать в кризис с нуля, Александр Малюгин, основатель «Мануфактуры Малюгина», шьющей в подмосковном Дмитрове купальники и одежду для фитнеса, знает очень хорошо. В 1998-м он сумел вывести на рынок свою торговую марку и презентовать первую коллекцию, а в 1999 победил на конкурсе «Лучшее российское предприятие». В феврале 2009-го все гораздо жестче: обороты упали в 6 раз, новый корпус стоит недостроенный, а в Сбербанке в дополнительном кредите Малюгину отказали, причем в грубой форме. Под занавес к предпринимателю наведалась проверка из экологической милиции и нашла несуществующие нарушения. Выживать Александру помогает природное чувство юмора.

– Состояние, как у графина по понедельникам: каждый приходит и берет за горло, – иронизирует бизнесмен. – Одна надежда – ­на то, что без одежды люди все-таки прожить не смогут. Как говорил Марк Твен, голые люди никакого веса в обществе не имеют. Поэтому мы не поднимаем цены на свою продукцию, тогда как наши конкуренты Adidas и Nike свои повысили в два раза. Расчет у нас только на импортозамещение.

Именно импортозамещение считает сегодня ключевым для начала нового дела Дина Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРы России».

– В отличие от 1998 года, когда рынки были «голодными» и все, что производилось, потреблялось с удовольствием, сегодня все рынки являются высококонкурентными, – констатирует Крылова. – Поэтому сейчас самая большая проблема – найти ниши платежеспособного спроса. В этом отношении самый большой потенциал у всего, что сможет заместить импорт.

Но это в теории. На деле, по словам той же Дины Крыловой, в стране нет никакой инфраструктуры и площадей, где новые производства можно было бы разместить. Кредитные ресурсы недоступны, а получить доступ к электромощностям крайне сложно и дорого. Затруднен и доступ к потребителю: давно известно, что вхождение в торговые сети для большинства отечественных производителей не по силам. Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, добавляет к этому списку отсутствие налоговых льгот. По его словам, без налоговых каникул предпринимательству сегодня не выжить.

Но пока что каким-то чудом оно выживает и даже начинает с нуля. Наверное, если выживешь здесь, то действительно станешь сильнейшим.

 

СПРАВКА

Дефолт 1998 года стал для ряда российских предпринимателей моментом удачного старта. К примеру, «шоколадный король» Анатолий Коркунов вышел на рынок именно в 1998-1999 годах. На пороге дефолта он вложил все средства в строительство фабрики в Одинцово, однако в августе 1998-го итальянский партнер испугался кризиса и отказался от проекта. Бывший военный, Коркунов позиции не сдал: получил под честное слово 12 миллионов долларов у основателя концерна «Тетра Пак» Ханса Раусинга, взял кредит на Западе, достроил фабрику. Через год, в сентябре 1999, в производство была запущена первая конфета. Спустя три года бизнес стал таким успешным, что владельцу предложили его продать.

За несколько недель до дефолта 1998-го стартовала газета «Ведомости» - начинание Дерка Сауэра,председателя наблюдательного совета Independent Media Sanoma Magazines. Пока конкуренты отсиживались, Сауэр предложил рынку абсолютно новый продукт – газету, посвященную исключительно бизнесу. «Раскрутка» обошлась дешево: билборды в Москве в пустовали и цены на рекламу были крайне низки. Сэкономил Сауэр и на кадрах: набирал только необходимый костяк, который и делал газету. А через 7 месяцев в «Ведомости» пошла реклама.

На периоды кризисов пришлось открытие таких известных корпораций, как General Electric, Hewlett-Packard, Burger King Corp., Hyatt Corp.

Наталья Алякринская
(авторский вариант статьи)

Журнальная версия публикации на сайте The New Times

РЕКЛАМА: