Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

С.Шаталов: Минфин защитит МСБ от чрезмерного внимания налоговых органов

Об основных направлениях налоговой политики на 2009-2011 годы и о том, как планируется улучшать налоговое администрирование, рассказал в интернет-интервью компании "Консультант Плюс" статс-секретарь - заместителем министра финансов РФ Сергей Шаталов. Полностью текст интервью опубликован на официальном сайте Минфина РФ.

В: Каковы сегодня основные направления налоговой политики государства?

О: В налоговой системе в ближайшие три года произойдут значительные изменения, предложенные Минфином в рамках "Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Не являясь нормативным актом, этот документ весьма важен, поскольку лежит в основе трехлетнего бюджетного планирования. При этом он дает ориентиры бизнесу, позволяя осуществлять планирование на более длительные сроки.

В нем пока нет ответа на основной дискуссионный вопрос - будут ли снижаться налоги, и если будут, то какие и когда, а также что будет происходить с НДС. Минфин неоднократно заявлял, что вместо снижения НДС правильнее снижать налог на прибыль. Однако любое снижение налогов возможно только с учетом долгосрочной сбалансированности бюджетной системы. Оценка такой возможности не завершена, как не выбраны и налоги, которые могут быть снижены. Ответы на эти вопросы могут быть получены в ближайшее время, но кардинальные изменения будут не ранее 2010 года.

Достаточно очевидно, что так называемое угнетающее воздействие НДС на отрасли, где высока доля добавленной стоимости, не более чем миф. Любому специалисту, понимающему механизм НДС, не надо объяснять, что налогоплательщик, получивший от покупателей какую-то сумму НДС, ровно эту сумму и уплачивает, распределяя ее между бюджетом и поставщиками. При высокой доле добавленной стоимости больше идет непосредственно в бюджет, при низкой - поставщикам. При поквартальной уплате налога "отсрочка" по уплате НДС может оказаться даже выгоднее предприятиям, создающим высокую добавленную стоимость, с точки зрения пополнения оборотных средств.

Вряд ли можно рассчитывать и на общее снижение цен, но можно гарантировать их повышение на социально значимые товары, реализуемые со ставкой 10%. Понятно и то, что импорт в Россию получит дополнительные конкурентные преимущества. При этом вырастет инфляция, а бюджет станет более зависимым от мировых цен на энергоресурсы, автоматически теряя порядка 1 трлн рублей.

Для экономического роста снижение НДС тоже менее эффективно, чем снижение налога на прибыль. Именно по этой причине большинство государств снижает ставки корпоративных налогов, увеличивая налоги на потребление. В России есть серьезные проблемы с администрированием НДС и возмещением налога. В этом направлении необходимо работать. Такие предложения Минфин подготовил.

В "Основных направлениях…" назван целый ряд проблем, связанных с путями совершенствования НДС. Из всего списка предложений выделю самое важное. Уже осенью предполагается принять закон, позволяющий налоговым органам по спорным налоговым декларациям принимать двойное решение: соглашаться с правом на вычет в тех случаях, когда соответствующая сумма не подвергается сомнению, и отказывать по тем суммам, где такое право не обосновано должным образом. По нашим оценкам, это позволит в несколько раз сократить суммы НДС, возмещаемые через судебные процедуры, и тем самым ускорить возмещение тех сумм налога, которые "зависают" сегодня до принятия окончательного решения.

Сейчас перед страной стоят две фантастические по масштабам необходимых финансовых ресурсов проблемы - это пенсионная реформа и реформа системы здравоохранения. Надо признать, что в 1990-е, 2000-е годы государству пришлось "пожертвовать" пенсионерами ради быстрого экономического роста, в том числе за счет низких налогов. Обсуждение проблемы продолжается, окончательных решений по этим вопросам нет. По-видимому, концепции появятся только в сентябре. Но уже сейчас понятно, что необходимые объемы дополнительного финансирования могут составить 1,5-2 триллиона рублей. Источники средств пока не определены. С большой вероятностью можно сказать, что будет предлагаться повышение ЕСН (по ставкам и диапазонам их применения) с тем, чтобы выйти на уровень 2001-2002 годов.

Минздравсоцразвития предлагает решать эту проблему совсем просто: отказаться от регрессии и увеличить эффективную налоговую ставку ЕСН на восемь процентных пунктов, расширяя при этом диапазон применения ставки ЕСН. В дальнейшем налоговая ставка должна повышаться, а диапазон ее применения индексироваться пропорционально росту средней заработной платы. Это очень серьезное повышение налоговой нагрузки, и нам, честно говоря, эта идея не нравится, - не сомневаюсь, что и бизнес будет от нее не в восторге.

отя, надо признать, проблема существует, ведь мы не пересматривали ставки и диапазоны применения ЕСН с 2005 года. За это время реальная заработная плата росла быстрыми темпами, а эффективная налоговая ставка ежегодно снижалась примерно на один процентный пункт. И если вначале она составляла примерно 25,5%, то уже в следующем году она будет на уровне 20%. Понятно, что это ведет к росту дефицита пенсионной системы, соответственно, нужна постоянная индексация, позволяющая вернуться к уровню 2005 года. Без этого, по-видимому, не обойтись.

Думаю, что рано или поздно нам придется ставить вопросы и о поэтапном увеличении пенсионного возраста, и о том, чтобы по крайней мере молодые граждане участвовали в софинансировании своих будущих пенсий.

По-видимому, придется "распечатывать" Фонд национального благосостояния и Резервный фонд для того, чтобы решить эти проблемы, не допуская повышения налогового бремени.

Схожая ситуация и в здравоохранении, на которое требуется еще примерно два процентных пункта ЕСН. В итоге возможностей для кардинального снижения налоговой нагрузки мы не видим - удержаться бы в сегодняшних рамках.

В: Как Вы оцениваете уровень налоговой нагрузки на экономику России в реальном секторе экономики без учета его теневой части? Что ожидается в следующем году?

О: По итогам 2007 года налоговая нагрузка составила около 35% ВВП (без учета налоговых поступлений от ЮКОСа). Она распределена неравномерно. Самая высокая нагрузка - порядка 63% - пришлась на нефтедобывающий сектор. Самые низкие налоги платят малый бизнес и сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие специальные режимы налогообложения. Для остальных предприятий налоговая нагрузка находится на уровне 27-29%.

На следующий год снижаются налоги на нефтяной сектор (налог на добычу полезных ископаемых уменьшится на 135-140 млрд рублей), уменьшится налог на доходы физических лиц (около 45 млрд рублей). Новый порядок амортизации может привести к снижению бюджетных доходов от налога на прибыль на сумму до 100-200 млрд рублей в зависимости от того, насколько активно предприятия станут использовать новые нормы.

Будут также происходить радикальные изменения, касающиеся правил ускоренной амортизации. Это касается нового механизма ускоренной групповой амортизации (исходя из суммарной стоимости пулов), который проще с технической точки зрения. Вместо обязательной сегодня пообъектной амортизации будет разрешено амортизировать "пулы", составленные на основе амортизационных групп.

Резко увеличатся и нормы амортизации. Уже третий год действует амортизационная премия, которая позволяет сразу до 10% стоимости амортизируемого имущества отнести на расходы. Оставшиеся 90% по новым правилам будут относиться на расходы таким образом, что половину от этой суммы можно будет списать уже за четверть срока полезного использования амортизируемого имущества. По сути, это близко к увеличению размера амортизационной премии.

Как налогоплательщики воспользуются новыми возможностями, пока трудно предсказать. Но для технического перевооружения или создания нового производства, особенно в условиях инфляции, это очень значимая мера.

Из тех задач, которые были поставлены еще в прошлогодних "Основных направлениях…", многое сделано. Пакет мер по снижению налоговой нагрузки, который будет действовать со следующего года, уже достаточно весом. Мы продвинулись по пути создания благоприятных стимулов для инновационного развития, со следующего года вступят в силу дополнительные налоговые льготы в отношении "инвестиций в человеческий капитал", как модно сейчас говорить. В частности, вырастут возможности предприятий по финансированию расходов на добровольное медицинское страхование работников, расходов на обучение и переподготовку не только собственного персонала, но и будущих работников. Такие расходы выводятся из-под налогообложения и у работодателей, и у работников.

Кроме того, мы не предлагаем отменять денежные доплаты и компенсационные выплаты работникам за вредные и тяжелые условия труда. Они остаются, предполагается отменить только налоговые льготы, потому что по существу это не более чем дополнительная зарплата, которую с учетом условий труда получает работник.

Ведь сегодня мы уже сталкиваемся с компенсационными выплатами руководителям за напряженные условия труда и другими подобными компенсациями. Появился бизнес, который предлагает желающим минимизировать налоги за счет выявления вредности условий труда на всех рабочих местах и перевода значительной части заработной платы в компенсационные выплаты.

Логичной выглядит отмена всех компенсаций в денежной форме за вредные условия труда, за это должна платиться более высокая зарплата. Такой законопроект готовится. При этом не предполагается облагать налогами выплаты за увечье на производстве, за полученные профессиональные заболевания и другие аналогичные выплаты.

Из крупных задач, которые были поставлены еще в прошлом году, но не решены пока до конца, я бы выделил две. Первое - это трансфертное ценообразование, законопроект по которому в основном уже готов и прошел большое число разнообразных согласований и обсуждений на самых разных площадках.

Думаю, что в начале сентября будут расставлены все точки над "i", потому что фактически осталось ответить только на один вопрос: каким образом защитить малый бизнес от чрезмерного внимания налоговых органов в отношении "правильности" ценообразования.

Проект закона по трансфертному ценообразованию должен вноситься в Госдуму в пакете с другим важным для бизнеса законопроектом о консолидации налогоплательщиков по налогу на прибыль.

Консолидация позволит группе родственных компаний фактически выступать в качестве единого налогоплательщика. При этом при определении налогового обязательства группы не будут приниматься во внимание операции между участниками группы - они приравниваются к "внутризаводскому" обороту. Это позволит не только не принимать во внимание цены, по которым совершаются такие сделки, но свободно оперировать имуществом и денежными средствами группы, перебрасывая их от одного участника группы к другому.

Еще одно преимущество будет состоять в возможности суммировать прибыли и убытки разных участников группы, что будет приводить к общему снижению налоговой нагрузки. Поправки в законодательство о трансфертном ценообразовании скорее всего вступят в силу с 2010 года. Вполне возможно, что новые правила будут вводиться поэтапно, соответственно будут предусмотрены переходные положения.

Другой важный момент - вступающий в силу со следующего года закон о налогообложении малого бизнеса. Поправки в Налоговый кодекс снижают расходы на исполнение налогового законодательства - резко сокращается количество отчетности (в четыре раза), отчетность и налоговые декларации будут представляться только один раз в год.

Налоговые декларации меняются из-за ежегодно вносимых в НК РФ поправок, пока без этого не обойтись, а также для удобства их обработки в электронном виде. Кроме того, новые формы вводятся для исключения излишней информации. Мы очень рассчитываем на то, что по мере стабилизации законодательства такие изменения будут носить исключительный характер. Что касается малых предприятий, использующих специальные режимы налогообложения, то с нового года объем налоговой отчетности для них резко сокращается: налоговые декларации будут представляться один раз в год.

Мы планируем введение электронных счетов-фактур уже с 2009 года. Оно должно быть поэтапным и начинаться с крупнейших налогоплательщиков, технически наиболее подготовленных. В этом году планируется эксперимент в нескольких регионах. В ходе него будут отработаны все детали, чтобы избежать сбоев при масштабном введении нового порядка. Формы электронных счетов-фактур должны быть утверждены и станут обязательными, как в случае с электронными налоговыми декларациями.

Кроме того, более доступной станет патентная система налогообложения за счет расширения перечня тех видов деятельности, где допустимо получать патент, будет разрешено получать патенты сразу на несколько видов деятельности, станет возможным использовать до пяти наемных работников.

Также несколько сужены возможности для применения ЕНВД, потому что все-таки это налог для малого бизнеса, но поскольку там нет сегодня ограничителей по обороту, то и крупные компании имеют возможность пользоваться этим налогом. Введенные ограничения незначительно сократят число плательщиков ЕНВД. Их цель - вывести из-под специального налогового режима крупный бизнес. Но принятыми поправками в НК РФ эта цель достигается лишь частично. По-прежнему ЕНВД могут пользоваться компании, имеющие многомиллиардные доходы.

Со следующего года мы планируем ограничить применение ЕНВД, с тем чтобы этот налог не могли применять предприятия, где заняты более ста работников, а также те предприятия, в которых сторонние организации имеют долю, превышающую двадцать пять процентов. В будущем ограничения на применение ЕНВД могут стать еще более жесткими. В качестве основного критерия может быть принят объем выручки.

Есть пакет предложений, способных улучшить ситуацию на фондовом рынке, развивать биржевую торговлю. В целом бизнес одобряет эти предложения. А вот отношение Минфина к восстановлению "льготы" по НДФЛ для операций граждан с ценными бумагами очень осторожное, учитывая планы высшего руководства страны по созданию финансового центра и "связыванию" свободных средств населения (Минэкономразвития России подготовило соответствующий законопроект). Концепция МФЦ (мирового финансового центра) еще не разработана, а налоговые льготы в этом вопросе имеют далеко не первостепенное значение.

Значительно важнее - уровень фундаментальных экономических показателей, эффективная защита прав собственности, снижение уровня коррупции, регулирование финансовой сферы, устойчивость банковской системы, наличие современной инфраструктуры, развитость рынка финансовых инструментов, информационная прозрачность рынка, визовый режим и многое другое.

В: Когда планируется принять закон об отмене обязанности применять ККТ для "вмененщиков"?

О: Законопроект внесен в Думу, планируется принять его в осеннюю сессию.

В: Будет ли уже с 2009 г. отменена обязанность уплаты НДС "живыми" деньгами при неденежных формах расчетов?

О: Да, такая мера запланирована.

В: Планируется ли сделать уплату НДС "добровольно-обязательной" ("клуб плательщиков НДС")? Не отказался ли Минфин РФ от этой идеи?

О: Минфин от идеи не отказался, в "Основных направлениях налоговой политики...", в целом одобренных правительством, такая задача поставлена на 2009-2011 годы.

РЕКЛАМА: