Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Малый бизнес выживает в одиночку

Реальная экономика состоит из малых, крупных и средних предприятий. Между ними всегда имеется оптимальное соотношение, и повышение эффективности экономики зависит как раз от этих пропорций. Во многих странах малому и среднему бизнесу очень часто оказывается поддержка на государственном уровне. В этом смысле не является исключением и Россия: буквально на днях Правительство своим постановлением добавило очередной критерий отнесения компаний к микро, малому и среднему бизнесу, который может рассчитывать на поддержку государства...

Реальная экономика состоит из малых, крупных и средних предприятий. Между ними всегда имеется оптимальное соотношение, и повышение эффективности экономики зависит как раз от этих пропорций. Во многих странах малому и среднему бизнесу очень часто оказывается поддержка на государственном уровне. В этом смысле не является исключением и Россия: буквально на днях Правительство своим постановлением добавило очередной критерий отнесения компаний к микро, малому и среднему бизнесу, который может рассчитывать на поддержку государства. Если раньше на поддержку могли рассчитывать предприятия на основе количества задействованных в них сотрудников, то теперь учитывается и объем выручки. Так, микропредприятием считается бизнес с оборотом до 60 млн. руб. (без учета НДС) и количеством сотрудников не более 15 человек, малым — до 400 млн. руб. и до 100 сотрудников, средним — до 1 млрд. руб. и до 250 сотрудников.

24 июля в Высшей школе экономики в рамках Летней Академии «The Art of Start-up» с лекцией о положении малого и среднего бизнеса в России выступил профессор ГУ-ВШЭ, руководитель Центра проблем формирования предпринимательской среды Александр Виленский.

Убийцы, трудности и просто проблемы

- Почему государство стремится оказывать поддержку малому и среднему бизнесу?, - сразу поставил вопрос ребром г-н Виленский, - А потому, что малые и средние предприятия выполняют целый ряд экономических и социальных функций, с которыми крупный бизнес справляется на порядок хуже.

К этим функциям относятся инновационность, противодействие монополизму и поддержание конкурентных начал в экономике, создание новых рабочих мест, масштабная тенденция на формирование среднего класса, установление гражданского общества, культивирование в обществе новаторского духа предпринимательства, демократизация собственности. Причем, последнее, отметил лектор, и есть залог устойчивого экономического развития.

Но с другой стороны, выжить предприятиям малого и среднего бизнеса намного сложнее, чем их более крупным собратьям, да и трудоспособность малого и среднего предпринимательства всегда ниже. К тому же, малый и средний бизнес не всегда способен самостоятельно решить те трудности, которые возникают на его пути. Так, согласно мониторингу проблем малого и среднего бизнеса за 2007 год, который проводил Центр проблем формирования предпринимательской среды, наиболее актуальной для предпринимателей средней руки стала проблема крайне высоких арендных ставок.

- Высокие арендные ставки – это прямо-таки бич малого и среднего предпринимательства. Только потом идут такие традиционные проблемы, как налоги, высокая инфляция, то есть рост закупочных цен, нехватка денежных ресурсов для реализации инвестиционных проектов, - конкретизировал г-н Виленский. - Также в 2007 году увеличилась острота проблемы нехватки квалифицированных кадров.

В то же время острота таких проблем, как трудности по удержанию и привлечению клиентуры, проблема бухгалтерской отчетности и проблемы давления чиновничества на бизнес в прошедшем году несколько снизились. Но все еще очень опасной тенденцией в развитии малого бизнеса, в частности, оптовой торговли является наступление на торговлю сетевых структур. Как красочно выразился сам г-н Виленский, сетевые структуры – это убийцы малого предпринимательства. Это при том, что основной сферой малого бизнеса, которая год от года показывает наиболее устойчивый рост, является все-таки торговля.

В теории…

Эффективному решению проблем и должны способствовать различные общественные организации малого и среднего бизнеса. В социальном плане они являются и инструментом, и демократическим институтом одновременно, то есть в теории они должны осуществлять демократический контроль над деятельностью государственных органов власти всех уровней. Также подобные организации должны заниматься продавливанием эффективных для малого и среднего бизнеса нормативных актов и законов и обеспечивать прямую и обратную связь в системе балансирования интересов предпринимательского сообщества с одной стороны и государства – с другой.

Кроме того, объединения предпринимателей – это институт повышения ответственности и компетентности самих субъектов малого и среднего бизнеса особенно в том, что касается вопросов формирования корпоративной этики ведения дел. Причем подобного рода этические кодексы общественные объединения предпринимателей вырабатывают сами.

- Объединения предпринимателей способствуют повышению добросовестности своих членов, во-первых, тем, что всегда существует угроза отторжения от предпринимательских объединений тех, кто показал себя нечистоплотным дельцом; во-вторых, они обязаны поручаться перед государством и потребителями за репутацию каждого из своих членов. Это общемировая практика. Однако в России, к сожалению, ничего подобного пока нет, - заметил Александр Виленский.

И на практике…

Вообще же, как не раз отмечал лектор во время своего выступления, в России ситуация несколько отличается от канонической. И не стоит забывать, что в применении к нашей стране объединения предпринимателей – это тот самый путь формирования институтов гражданского общества, поисками которого сейчас заняты многие представители элиты.

- Общественные объединения предпринимателей – это очень важный институт гражданского общества, - подчеркнул лектор, - Правда, у нас таких организаций пока немного – всего несколько сотен. Среди них есть как объединения отраслевые, региональные, так и организации общероссийского уровня. Я имею в виду такие объединения, как «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП.

По поводу последнего бизнес-союза, который и сейчас иногда называют «союзом олигархов», г-н Виленский заметил, что, как показывает опыт самых успешных экономик мира, проводить поддержку малого и среднего бизнеса в интересах крупного бизнеса. Представительство малых предприятий придает массовость подобным организациям, которые нацелены на приобретение широкого общественного имиджа. Так что в данном вопросе РСПП велосипед не изобретал, а просто придерживается общемировых практик.

Как заметил в конце своего выступления Александр Виленский, для России, в отличие от развитых стран, характерно противоречие между обществом и государством. Оно порождает самую неприятную проблему при создании и развитии российских объединений предпринимателей - у нас в стране все организации такого рода зависимы от государства, хотя должно быть наоборот. Вспомним хотя бы тот факт, что два из наиболее известных объединений называют «кремлевскими проектами» - «Деловая Россия» и РСПП. Потенциально они должны контролировать деятельность государства, а в реальности они оказываются в зависимости от бюрократии. Как следствие - многие средние предприниматели не доверяют своим общественным объединениям, что ставит под сомнение дееспособность такого рода организаций. По оценкам экспертов, только около 7% малого и среднего бизнеса действительно сотрудничают с общественными объединениями предпринимателей, а это очень мало.

Альфия Булатова

РЕКЛАМА: