Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

"О развитии мелкорозничной сети в г. Москве"

Стенограмма и резолюция круглого стола "О развитии мелкорозничной сети в г. Москве": Почему нужен мораторий на сокращение мелкой розницы?..

Почему нужен мораторий на сокращение мелкой розницы в условиях кризиса?

«Круглый стол» Фракции МГД «ЯБЛОКО – объединенные демократы» при содействии Всероссийского движения «За честный рынок»

Начавшийся в России финансовый кризис, перешедший затем в кризис реального сектора экономики, вновь подтвердил ошибочность политики властей, направленной на свертывание мелкорозничной торговли,т.н. «упорядочивание» и, соответственно, приоритетное развитие крупных торговых сетей, на которые властями сделана ставка. Только за последние три года количество объектов мелкой розницы сократилось в Москве вдвое. В результате упущена возможность плавного вхождения в кризис и его последующего преодоления.

Вынося на «Круглый стол» тему развития цивилизованного рынка мелкорозничной торговли в городе Москве, предприниматели назвали целый ряд факторов, тормозящих развитие цивилизованного рынка. Это и неразумная налоговая политика в сфере малого бизнеса;и отсутствие доступной информации о размещении объектов мелкой розничной торговли; и наличие административных и милицейских «крыш», способствующих захвату бизнеса с помощью этого ресурса; и сложность получения разрешений на торговлю в Роспотребнадзоре и его коммерческих структурах; и наличие монопольных сговоров в мелкой рознице; и невыгодные правила подключения объектов нестационарной торговли к электроснабжению плюс незаконная практика отключения объектов от электропитания.

Сегодня совершенно очевидно, что монополизация торговли, сопровождаемая ликвидацией объектов мелкой розницы, нанесла ущерб самозанятости населения города, привела к падению  доверия к власти. Ситуацию еще больше обостряет сегодня рост безработицы в различных секторах экономики, в том числе в сфере малого бизнеса. В этой связи предпринимательская общественность высказывается за принятие срочных антикризисных мер. Какие это должны быть меры?

 

БОЛЬШУЮ СТРАНУ СПАСЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС

Сергей Митрохин, лидер фракции МГД «ЯБЛОКО – объединенные демократы»: Сегодня тема развития цивилизованного рынка мелкорозничной торговли в Москве крайне актуальна. Бесспорно, что малый, мелкий и совсем микробизнес является важным фактором даже не выхода из кризиса, а просто спасением в условиях кризиса, растущей безработицы, динамики увольнений с предприятий. Этот вид экономической активности, как никогда, востребован в нынешней сложной ситуации. С этой точки зрения, видимо, необходимо пересмотреть ту политику, которая  проводилась в Москве последние годы. Тенденция была не очень утешительной для малого бизнеса. И особенно в сфере мелкой розницы. Мы знаем, какие процессы проходили в этом сегменте экономической активности. Это было искусственное, принудительное сокращение мелкой розницы, вытеснение ее  крупными торговыми сетями, которые в нынешние времена оказались не так мобильны и адаптивны, как предприятия малого бизнеса. Мы знаем различные предлоги, под которыми ликвидировались предприятия малого бизнеса и мелкие торговые точки. Это и завышенные требования на конкурсах, и чисто эстетические требования к изделиям. Сегодня мы видим голые пространства там, где стояли прежде торговые палатки. Мы сами теперь испытываем нехватку этих палаток. Урезание мелкой розницы как экономической категории обернулось большими неудобствами для москвичей.

Движение «За честный рынок» и другие объединения предпринимателей выступили с инициативой по введению моратория на сокращение объектов мелкорозничной торговли, и эта инициатива поддержана Правительством Москвы. Однако этого недостаточно. Нужно идти дальше, с тем, чтобы восстановить мелкорозничную торговлю в городе хотя бы в том объеме, в каком она была раньше, до начала этой компании по вытеснению розницы с городских улиц. Предприниматели предлагают переходить на заявительный принцип получения права торговли, сохранив совсем минимальные требования к торговым точкам. Тем из них, которые принудительно, помимо их воли  были ликвидированы, предоставляется возможность возобновить свою деятельность. Тем самым будет исправлена несправедливость, которая по отношению к ним была допущена. Может быть, сегодня надо пойти по пути «широкой амнистии» мелкой розницы с правом восстановления деятельности на тех же самых местах, с которых ее изгнали. Заслуживают поддержки предложения предпринимателей по введению общественного контроля за этой сферой деятельности, а также моратория на сокращение мелкой розницы, введения новых сельхозрынков, обеспечения приоритетного права для местных жителей торговать на этих рынках.

Вопрос: Какие критерии должны использоваться при размещении мелкорозничных торговых объектов?

Ответ: Их три. Первый – невоспрепятствование свободной конкуренции. Второй – безопасность для потребителя. Если объект нарушил требования безопасности, он подпадает под сокращение. Третье – не создавать препятствий для передвижение пассажиров, отдыха граждан и др. Если объект соответствует всем этим критериям, административные органы  не должны иметь право на его ликвидацию.

Илья Хандриков, председатель Оргкомитета Всероссийского движения «За честный рынок»: Все последние годы наше движение боролось против сокращения, точнее, уничтожения мелкой розницы. Но мы все ощутили на себе установленное в Москве ежегодное сокращение мелкой розницы на 20%. История показала, что не надо было спешить с этим в условиях высоких цен на нефть и газ. На самом деле, замещение мелкой розницы крупными сетевыми магазинами оказывается не всегда правильным, и теперь эти гиганты на глиняных ногах требуют колоссальных дотаций, поддержки и прочего, в то время как мелкая розница научилась выкручиваться сама. Сегодня мы пригласили на «Круглый стол» предпринимателей, представителей профсоюзов и других общественных организаций. Мы не ставим задачи с кем-то и за что-то воевать, а хотели бы наметить некие планы развития. Напомню: в прошлом году к нам обратились представители мелкой розницы с просьбой защитить их от «планового сокращения». Вот тогда и появилось наше открытое письмо к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Символично, что на недавнем городском активе  московский мэр свое выступление закончил цитатой из нашего прошлогоднего обращения. Мы предложили руководителям ряда управ воспользоваться ситуацией и начать цивилизованное наполнение рынка после произошедшего большого сокращения персонала. На сегодняшний день уже 56% российских предприятий в той или иной степени были вынуждены пойти на такие меры. И сегодня задача состоит в том, чтобы переломить ситуацию. В управах нам заявили: «Не было команды»! Вот сила привычки чиновника: нет команды – нет действия. Так давайте такую команду инициировать. Покажем на живых примерах, как можно изменить ситуацию.

Юрий Кацнельсон, президент Московской и Российской гильдии пекарей: Как раз сегодня первый вице-премьер РФ В.А.Зубков проводил селекторное совещание по теме «Хлеб».На нем присутствовал 21 губернатор, среди субъектов РФ была представлена и Москва. По поводу торговли хлебом в столице мы заранее знали, какие наступают времена. Мы давно сотрудничаем с Роспотребнадзором. 2 декабря 2008 г. вышло инструктивное письмо Г.Г.Онищенко, которое рекомендовало вводить временно упрощенную схему торговли хлебом. Его содержательную часть мы разослали по своим структурам. Нас заверили, в том числе и в Департаменте потребительского рынка и услуг, что будут этим заниматься. А на деле? Управа Краснопресненская, компания ЛПР. Торгует хлебом – не пивом и не алкоголем. Однако же предписание управы однозначно: ликвидировать! И только после нашего оперативного вмешательства оставили палатку в покое. Это было 29 января с.г. Чиновники, министры, их замы  правильно определили те движения, которые нужно сделать. Но вот на местах, в управах все это игнорируют, поскольку рассматривают свою территорию как место, где собирают наживу. Чиновнику выгодней, чтобы тонар торговал не хлебом, а ,допустим, цветами или бижутерией. В то же всемя всем ведь ясно, что ситуация с хлебом в Москве плохая. По уровню обеспечения населения торговыми точками, торгующими хлебом, Москва занимает «почетное» последнее место в Российской Федерации. Около половины продовольственных товаров завозится в Москву из других регионов и здесь не производится.

Людмила Землянская, индивидуальный предприниматель: Мой бизнес – мелкорозничная торговля хлебом и кондитерскими изделиями. Себестоимость хлеба в России фантастически низкая по сравнению с европейскими странами. Батон хлеба на наши деньги у них стоит 5 евро. В целом торговля хлебом у нас идет успешно. Правда, на каком-то этапе возникла проблема дислокаций. В конце 2008 г. нас исключили из дислокации, несмотря на социальную значимость наших объектов. Покупатели как только узнали об исключении нас из дислокации, начали собирать подписи в нашу защиту. Ежедневно по 300-400 подписей направлялись в управу. Само по себе это не сыграло решающей роли. Но в конечном итоге помог кризис: дислокацию восстановили. Я поддерживаю точку зрения тех, кто считает, что некоторые руководители торговых отделов управ ведут себя как князья на своей территории, неподвластные никаким законам. Приоритет их - личный интерес, а должностная ответственность - пустая формальность. Мы хотим поучастворать в работе Рабочей группы и донести до общественности ту информацию о беспределе властей. которой мы располагаем.

Галина Голенкова, межрегиональный профсоюз предпринимателей малого бизнеса «Лига свободы»: Начинали мы как профсоюз рыночников. Но с годами наших клиентов становилось все меньше и меньше. Убирались рынки, убирались палатки, хотя никто из потребителей не говорил, что они мешают. Отстаивая право на существование объектов мелкой розницы, мы не раз обращали внимание руководства города на преимущества этих объектов – мобильность, самофинансирование  умение создать конкурентную среду и, как результат, снижение цен, растущая самозанятость населения. Это было актуально и тогда, и стало еще более актуально сегодня. Думаю, сокращение объектов могло бы осуществляться вполне рыночными методами. Потребитель голосует рублем. И его голосование определяет решение на ликвидацию либо на существование того или иного объекта. Наши сегодняшние предложения по увеличению числа объектов мелкой розницы продиктованы новыми экономическими реалиями. Мы рассчитывает на то, что принятие наших предложений приведет к снижению напряженности в сфере занятости. Ю.М.Лужков призывает срочно развивать малый бизнес. Но «срочно» не получится. Этого не сделаешь в течение дня и даже в течение месяца. К тому же существенную проблему создает непомерный рост цен. Московский мэр заявил, что цены на рынке возрастут на 45%, а по ряду продуктов и выше. Очень бы этого не хотелось. Ситуацию можно нормализовать, если будут найдены механизмы привлечения отечественных производителей на городские рынки.

Напомним: c открытым письмом к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову обратился Оргкомитет Всероссийского движения «За честный рынок». Оно называлось так:

«О моратории на сокращение мелкорозничной торговли».

Это письмо о наболевшем. О том, что для малых предпринимателей приоритетно.Как и для страны в целом.И еще о том , почему в условиях нехватки торговых площадей, в условиях кризиса и надвигающихся трудностей в крупных торговых сетях нельзя уничтожать мелкого предпринимателя, торгующего социально значимыми продуктами?

В Ломоносовском районе города, несмотря на протесты жителей, их письма в управу и префектуру из дислокации убрали 3 объекта с хлебом. Оставили те объекты, где вместо хлеба торгуют пивом. Вот это и есть, как сказал Д.А.Медведев, «мнимая мудрость административного аппарата», это и есть «неэффективность бюрократического аппарата и коррупция». Приоритетом должны стать граждане России, готовые к самостоятельной деятельности. Президент озвучил ранее принятое политическое решение об изменении структуры экономики страны, в основе которой  человек – свободная, самостоятельная, творческая личность.Пора подумать о том, как использовать людей, которые годами торговали хлебом, овощами, т.е. социально значимыми товарами. Разгромить тонар, уничтожить палатку, убить душу человека не сложно. Но ведь городу нужны булочные, нужны овощные магазины! Убеждены: лучше дать людям «удочку» - возможность заниматься торговлей в своих тонарах, чем видеть тысячи граждан, торгующих с ящиков, как это было в 1992 году. Дать людям дело – это несравненно лучше, чем выпрашивать для них  пособия по безработице.

 

 ЗАКОН ОТ ЧИНОВНИКА И ДЛЯ ЧИНОВНИКА

Константин Таратыркин, предприниматель, координатор движения «За честный рынок»: То, что происходило до сих пор со стороны чиновников, - делался бизнес «для своих». Чудом уцелели те предприятия, которые остались. А бизнес в основном забрали под чиновников. Чиновники сами решают, что они могут. А они могут все, что хотят.. Чиновничество имеет тысячелетнюю историю, а малый бизнес – еще ребенок. Ни в России, ни в Москве нет крепкого бизнес-сообщества. Мы не умеем отстаивать свои интересы. Государство же, со своей стороны, делает ставку на чиновников, а не на предпринимателей. Предприниматели не входят в систему, поэтому их никто и не слушает. Например, чиновничество решило, что Москва должна стать городом для богатых – таков сегодня модный тренд. «Генерал Кризис» частично разрушил эти планы чиновничества. Мы продолжаем отстаивать свои способы жить и выживать. Мы так привыкли и хотим делать свое дело максимально честно. То, что мы делаем с вами вместе, помогает сохраниться нам и нашей стране. Мы видим коррупционный момент, который существует на рынке. Нынешняя коррупция чиновников – это, говоря прямо,- убийство народа за счет народа. Невозможно планировать свою жизнь, если ты не знаешь, что будет с тобой завтра. Сегодня мы рассматриваем возможность договариваться с чиновниками. Правда, если они опять начнут создавать законы «под себя», толку опять не будет. Нигде еще в мире чиновники не создали эффективной экономики. Для себя они многое чего создали, а для страны – нет.

Андрей Бабушкин, депутат муниципального собрания района «Отрадное», предприниматель: Наша правозащитная организация заработанные деньги направляла на общественные нужды. У нас были общественная приемная, служба судебного мониторинга, мониторинга правоохранительных органов. Мы выявляли на вокзалах беспризорных детей и вместе с органами опеки занимались их социализацией. В 2003 году эта деятельность была замечена, и в стране появились приюты для беспризорных. Но наша благотворительность скоро закончилась. Эта деятельность была вынесена на конкурс, пройти который мы не смогли. Условия конкурса для нас оказались неприемлемыми: требовалось представить производственный план, 8 различных документов, заплатить 30 тысяч рублей посреднику. Мы остались не у дел, а наш тонар увезли в неизвестном направлении. По факту хищения тонара возбуждено уголовное дело, но никто ответственности не понес, даже свидетелей толком не опросили.

Надежда Баранова, предприниматель: У меня давно отпала потребность ходить в театр. Такого театра, как у нас, не видела нигде. Я должна сдавать отчетность, но не могу получить нормальные первичные документы.  Вот посмотрите мои накладные. Мы их называем «пустышками». Они такие и есть. Приезжает на рынок производитель, хочет что-то продать. Его окружают люди некоренной национальности, диктуют ему цену. Он кое-как продал товар, но больше здесь не появится. А «пустышки» откуда берутся? Казалось бы, есть горзаказ, на продовольственной базе несколько цехов работают с документами по реализации плодоовощной продукции. Но на базе метры сдаются в аренду оптом – людям, близким к руководству. Берет такой ловкач 2 тыс.кв. м  оптом, а потом раздает в розницу друзьям и знакомым. А ведь мы хотим цивилизованно торговать. И налоги хотим платить. Но коль скоро в Москве сложилась такая вот система торговли овощами и фруктами, давайте признаемся себе, что другой системы у нас нет. Что-то надо делать. Например, ввести фиксированный налог.  Вот вам  тонар на 6-8 кв.м.  Во дворе одна цена, на оживленных местах – другая. Подчеркиваю: предприниматели хотят платить налоги. Я готова заплатить за свой бизнес, но не готова оплачивать  «диаспору». Налоговая инспекция требует: найдите добросовестных производителей и работайте с ними. Но производители у меня такие, какие есть. А они говорят со мной так :бери фуру на 20 тонн, а как ее оприходуешь – твои трудности. Вот и все! О каких цивилизованных первичных документах может идти речь, если мы отдали на откуп стратегическое сырье страны – картофель, лук, капусту, свеклу и др. Меня трясут: дай сертификат, дай накладную. Вот такую липовую накладную я дам. Но я не хочу идти на риск ,а потом по вечерам жечь эти «пустышки» на костре.

Г.Голенкова:Здесь присутствует предприниматель, который  уже два десятка лет бьется за свой бизнес. Мы говорим о том, что надо дать предпринимателям , которые утратили свой бизнес, вновь возродить его. В истории семьи Колгановых были и поджоги, и порча имущества, и разграбление собственности. И все это было инициировано чиновниками низового уровня. Предпринимателям отказывали в возбуждении уголовного дела, а те суды, которые все-таки состоялись, выносили решения, как правило, в пользу все тех же чиновников. Вообще тяжело смотреть на людей, которые все свое воремя тратят на суды, вместо того чтобы заниматься делом.

Реплика с места: Настал момент, когда мы вместе с руководством города можем начать диалог  по вопросу мониторинга на сокращение  мелкорозничной торговли.

И.Хандриков: Напомню, тут речь шла о судьбе ООО «Надежда». В прессе было много публикаций на эту тему. Краснопресненской управой была допущена вопиющая несправедливость. Полагаю, по поводу этого факта нам нужно консолидироваться, подготовить депутатский запрос по поводу изъятого имущества и отнятого помещения. Возможно, с этой акции можно было бы начать нормальное возрождение цивилизованной розничной торговли.

Надежда Колганова, гендиректор ООО ЦСП «Надежда»: Я хочу коротко осветить нашу нынешнюю ситуацию. Вложив свои деньги в павильон, мы платили примерно 1000$ за кв.м. Павильон имел площадь 90 кв. м. В 2002 г. чиновники Пресненской управы уничтожили павильон: разбили стеклопакеты, разграбили имущество..Прокуратура отказывается возбуждать уголовное дело, Само решение о сносе объекта принималось задним числом. Мы добиваемся, чтобы таких грабежей при занятии мелкой розницы больше не было. Любой бизнес должен быть защищен – как властью города, так и федеральной властью. Думаю, наша общественная организация добилась бы большего, если бы ее представители входили в Рабочую группу при Департаменте потребительского рынка и услуг или специально созданной Комиссии по мораторию на сокращение мелкой розницы.

Юрий Логвиненко, исполнительный директор Московской городской организации «ОПОРА РОССИИ»: Я бы предложил другой вариант. При Прокуратуре г. Москвы .существует Общественный совет, в который входит большинство общественных организаций города. Передайте туда эти материалы. Мы рассмотрим их и, думаю, сможет реально помочь.

С.Митрохин: По обращению предпринимателей мною будет сделан депутатский запрос. Подобные факты происходят повсеместно, и не только в малом бизнесе. В принципе речь идет об отсутствии права собственности – и в Москве, и в стране в целом. Причем, чем меньше собственник, тем меньше у него реальных прав. И чем ниже основание пирамиды собственника, тем больше тут абсолютного бесправия. Как раз сейчас идет рейдерский захват гаражных кооперативов, хотя все права собственников оформлены должным образом. К сожалению, мы живем в такой правовой среде, в которой правовая защита собственности в принципе отсутствует. И ее очень трудно защитить в каждом конкретном случае.

Роман Жигульский, предприниматель, координатор по торговле движения «За честный рынок»: Года два назад мы собирались за этим столом, и тогда был создан Наблюдательный совет, в который вошли представители «ОПОРЫ РОССИИ», движения «За честный рынок». В префектуры были направлены наблюдатели, чтобы проследить, как проходят конкурсы на этом уровне. Я был наблюдателем на Северо-Востоке и должен сказать: такие конкурсы не имеют ничего общего с реальной конкуренцией. В своем отчете я предложил вместо конкурсов проводить аукционы, что было бы более открыто, в условиях конкуренции между предпринимателями. Хочу обратить ваше внимание на преимущества патентной системы, которые мы не используем. В Налоговом кодексе поименованы более 50 видов деятельности, подпадающих под патентную систему. Но среди этих более 50 видов вы не найдете такого вида деятельности как розничная торговля. В этой связи я предлагаю ввести для микропредприятий розничной торговли возможность применения патентной системы. По собственному опыту знаю, что нынешняя упрощенная система весьма далека от идеала и нуждается в совершенствовании.

Реплика с места: По поводу конкурсов возникает еще пара вопросов, которые хотелось бы задать. На каком основании проводятся конкурсы, если, например, на эту точку больше никто не претендует? На каком основании для проведения конкурсов нанимаются коммерческие структуры, получающие по 1000 рублей за каждый выигранный лот. Разумных ответов на эти вопросы получить невозможно.

Олег Сухотин, Ассоциация предприятий быстрого питания: Есть известный принцип проведения конкурсов. Если на один лот не подано другой заявки, выиграл тот, кто подал заявку. Но нужно еще подключиться к источнику энергии. 1 кВт в центре города стоит 120 тыс. руб. Не слабо! Президент недавно пообещал: платы за подключение либо совсем не будет, либо она составит 500 рублей. Но пока 15 кВт стоит 5,5 минимальных окладов. Что касается доходности бизнеса быстрого питания, который я представляю, в условиях кризиса ценовая категория резко сместилась. Сильно изменился т.н. «средний чек». Если прежде люди ели блины с икрой, сейчас едят со сметаной, с сыром, т.е. берут более дешевые блюда. Но от «быстрого питания» не отказываются. Хотелось бы, чтобы Департамент нас услышал и не стал нас урезать.Недавно появилось позитивное решение Мэра о том, чтобы принять к исполнению дислокацию 2008 года и выдать разрешение на дислокацию 2009 года. К сожалению, префектуры продолжают слать нам отписки такого содержания: « В связи с изменением градостроительной ситуации вам временно отказано». И такой отказ получают до 80% предпринимателей.

Игорь Осадчий, председатель профсоюза малых предприятий г.Москвы: Надо обязать местные власти предоставлять минимальный энергетический ввод для малых предприятий. В этом вопросе я солидарен с позицией Олега Сухотина из Ассоциации быстрого питания.

Вопрос: Принята программа «Золотое кольцо Москвы», но вдруг как по команде и Арбат «зачищен», и территория на Воробьевых горах, где велась торговля сувенирами. Когда-нибудь обретут эти формы конкретных хозяев?

Ольга Атаджанова, предприниматель: Мы работаем на смотровой площадке «Воробьевы горы» и продвигаем сувенирную продукцию. Нас тоже хотели закрыть. Мы уцелели и хотим развивать свой бизнес. Но нас вечно ограничивают и уплотняют: с 40 человек до 20-ти и даже до10-ти человек.

В.Варфоломеева: В зоне «Золотого кольца» предусмотрено 30% площадей занять торговлей сувенирами. Но сувенирный рынок должен быть цивилизованным, если мы хотим привлечь иностранных туристов.

 

ПРОТИВ КОНТРАФАКТА

 Всероссийское движение предпринимателей «За честный рынок» озвучило Концепцию проекта «Очистим наши города от лоточной торговли контрабандным и контрафактным ширпотребом». В ней отмечено, что несанкционированная лоточная торговля – беда российских городов. Дешевые товары доставляются на наши рынки в том числе контрабандным путем. При этом не соблюдаются санитарно-гигиенические и другие требования к качеству товаров. Не платятся налоги государству, а деньги идут на поддержку милицейских «крыш» и местных чиновников, на стимулирование системной коррупции. Все это дискредитирует легальную мелкорозничную торговлю, а также фирменные бренды, поскольку под их маркой реализуется контрафактная, порой небезопасная продукция. По мнению авторов концепции, первым шагом к сокращению продажи контрабандного импорта может стать запрещение иностранцам вести торговлю на наших рынках. Далее – подключение широкой общественности к работе по контролю качества ширпотреба на уличных развалах. Нужен контроль и за реализацией конфиската. Немаловажно выявление «крыш», прикрывающих данную торговлю,  вовлечение в борьбу с контрафактом представителей антикоррупционных общественных структур, представителей правоохранительных органов.

Руководитель Федеральной службы Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко в числе первоочередных мер по поддержке малоимущих и социально незащищенных групп населения назвал предоставление им гарантированной возможности приобретения минимального набора продуктов питания, обеспечивающих физиологические потребности организма. В настоящее время в субъектах РФ активизируется работа по развитию упрощенных форм торговли (ярмарок, в том числе ярмарок выходного дня),предусматривающих прямой доступ пищевых продуктов к потребителю, а также магазинов социальной направленности. Указанные предприятия реализуют продовольственные товары первой необходимости, которыми согласно статье 1 Федерального закона  от 01.03 2006 №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» являются хлебные продукты, картофель, овощи, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясо- и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин и другие жиры, соль, чай, специи. Г.Г.Онищенко призвал активней ставить вопросы по открытию специализированных торговых сетей  социальных магазинов и отделов типа «Ветеран», «Забота», «Милосердие», с выдержанным ассортиментом социально значимых товаров с минимальной торговой надбавкой.

 

 В ОЖИДАНИИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНКА

И.Хандриков: Я работаю в Сокольниках. Здесь же мы проводим встречи общественных организаций.В районе всегда можно было купить к чаю булочки, кондитерские изделия. А сегодя здась ничего нет, за булочками надо идти не меньше километра.  А ведь мы хотим, чтобы развитие районов шло в интересах москвичей. Ю.М.Лужков на днях сказал о дислокациях: пусть торгуют те и эти. Мэр пообещал на весь год освободить малые предприятия от проверок. Конечно, контроль нужен, но контроль общественный. И если есть какие-то правила, они должны быть обязательными для всех. Нельзя допустить, чтобы в булочных торговали пивом и водкой, но такое случается в порядке административного «крышевания», когда кому-то можно все, а кому-то ничего. Попытки цивилизовать рынок мелкой розницы привели к неоднозначным последствиям. А можно ли в принципе цивилизовать этот рынок?

Михаил Пашкин, председатель профсоюза сотрудников милиции г. Москвы. Можно.В Москве порядка 100 тысяч сотрудников милиции, с семьями около 400 тысяч. Мы давно хотим создать систему заказов, чтобы напрямую в отделы милиции привозили продукты по оптовым ценам, делались наборы из овощей и фруктов. Можно было бы взять на обслуживание эти 400 тысяч членов семей милиционеров. Со своей стороны, милиция могла бы помочь предпринимателям, пресекая наезды на бизнес разного рода начальников.

Реплика с места: Мы хотим «наехать» на тех, кто «крышует» мелкую розницу.

А.Бабушкин: Мелкая  розница – это та самая ниша, где десятки тысяч москвичей и не только москвичей могут пережить кризис, не вливаясь в ряды криминалитета, не опускаясь до уровня бомжей. Важно, чтобы в правительстве города поняли эту простую идею. Известное 274-е постановление Правительства Москвы о мелкорозничной торговле предписывало каждый год сокращать  количество объектов  мелкой торговли на 20%. Но есть такие округа, которые к этому требованию не прислушались – это Южный и Юго-Западный округа. Здесь ничего не сокращали. А вот на Северо-Востоке начали зачистку мелкой розницы еще до принятия постановления и продолжают такую зачистку сегодня. Внешне все выглядит пристойно. Если кто-то хочет поставить объект, ему говорят: простите, но у нас уровень обеспеченности торговлей хлебобулочными изделиями составляет 200%, плодоовощными – 300 %, услугами парикмахерских – 800% и т.д. В чьих интересах действовали создатели 274-го постановления? Понятно, в чьих – в интересах двух групп – крупных сетевиков и тех, кто накопил деньги и строит гигантские торговые комплексы. Это 274-е постановление нанесло удар не только по экономике города, но в первую очередь по социальной сфере, по мелким тонарам, лоткам – всем социальным объектам.

Валентина Варфоломеева, зам. руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы: Мы стараемся оперативно реагировать  на потребности малого бизнеса, поддерживать его в меру наших законодательных возможностей. Между прочим, 274-е постановление было поддержано предпринимателями. Мы были в числе авторов, предприниматели из числа мелкой розницы участвовали в этой работе. Что касается сокращения малого бизнеса на 20% ежегодно, это требование содержалось совсем в другом документе. На сегодня такое требование вообще отменено. Сделано это в ноябре 2008 г., в самом начале кризиса. По программе на 2009 год у нас должно быть размещено более 900 киосков по продаже печати. Дополнительно с 1 апреля в парках, садах, Домах отдыха разместим около 3,5 тысячи объектов мелкорозничной торговли в виде киосков, тележек, «быстрого питания». Эту систему мы стараемся удержать и развивать. Да, мелкая розница сократилась. Мы расчистили зону вокруг станций метрополитена, подуличные и подземные переходы от всякого рода нагромождений. Думаю, это сделано правильно.

Приведу один пример. У нас в подземных переходах была размещена видео- и аудиопродукция. Проверкой здесь выявлено 95% контрафакта. Надо на это реагировать? Безусловно! Тут заявлялось, что нам не нужны конкурсы.  Не согласна. Без конкурсов нет конкуренции. И потом, почему торговое место должно быть закреплено закем-то пожизненно? А если новый предприниматель  предложит более интересную продукцию или просто социально важную? С другой стороны, 23% дислокаций оказались невостребованы – заявок на них не поступило. При этом в Кожухове и в поселке Северном нет сегодня магазинов, но никого не допросишься туда выехать. Давайте вместе реагировать на такие факты. Давайте развивать мелкую розницу там, где она нужна. И напротив, если возле школы стоит тонар с пивом и водкой, тоже надо реагировать должным образом. В Москве сегодня имеется 80 торговых зон, где процветает несанкционированная торговля. Мы предлагаем оборудовать в этих зонах минирынки. Чтобы люди могли продавать здесь свою «зеленушку», ручной вязки носки, а не выставляли здесь неизвестно какого производства блузки-юбки. Нужен здесь не наш, ведомственный, а ваш, общественный контроль. Помогите сделать цивилизованными эти минирынки. А мы, со своей стороны, привлечем управы, которые заасфальтируют эти территории, сделают освещение, повесят рекламу. Нам нельзя сегодня скатываться к уровню 1992 года. Рынки развивать надо, но даже в условиях кризиса делать это нужно цивилизованно, грамотно, с учетом имеющегося опыта. Давайте создавать Рабочую группу. Пусть возглавят ее представители общественности, а мы войдем в нее.  Проблем много. Меня, например, удивила информация по Южному округу о том, что там не выдано разрешение по дислокации на 2009 год. Давайте разберемся в этой ситуации. И примем решение в интересах москвичей.

Вопрос: Какая ведется информационная работа по рынкам выходного дня?

В.Варфоломеева: Полгода назад мы внесли изменения в порядок работы ярмарок выходного дня. Продлили сроки их работы – теперь они открыты с четверга до воскресенья. Возможно, эти ярмарки станут постоянно действующими. Информация об этих ярмарках имеется на сайтах Департамента и префектур, постановление правительства о ярмарках выходного дня разослано в 82 региона, с которыми Москва имеет договора о сотрудничестве, а также региональным производителям и потребителям. У нас постоянно работают порядка 28 регионов на ярмарках выходного дня. Не все проблемы завязаны с Департаментом. Производителю удобней работать у себя на участке, а продукцию лучше отправлять через кооперацию. Если водиночку пробиваться на рынок, больше потеряешь, чем приобретешь.

Реплика с места: Этот вопрос касается конкуренции в системе мелкой розницы. Если будет обеспечена поставка продукции от тех же подмосковных производителей, это может повлиять на уровень цен. Эта тема может быть вынесена на обсуждение Рабочей группы или Общественной комиссии, если таковая будет создана.

Ю.Кацнельсон:  Мы поддержим все меры, которые будут приняты для развития мелкой розницы. С точки зрения административных процедур создание Рабочей группы при Департаменте я считаю делом перспективным. Охотно войдем в ее состав. Это даст нам оперативную информацию о том, что происходит на местах. Мы сможем не только оперативно реагировать на ситуацию, но и вырабатывать определенную систему мер, держать ситуацию под контролем.

 

НЕ СВОРАЧИВАТЬ, А РАЗВИВАТЬ

Участники «Круглого стола» предложили свои рекомендации в пакет антикризисных мер. Выражая благодарность Правительству Москвы за поддержку предложения предпринимателей о моратории на сокращение объектов мелкорозничной торговли, они предложили дополнительные меры по развитию этого сектора. В частности, предложено ввести заявительный принцип на право торговли, дать возможность предпринимателям , чей бизнес закрыт (попал под сокращение), предоставить возможность возобновить деятельность с возможным изменением перечня продукции на социально значимую. Предприниматели считают необходимым расширить в разы количество торговых точек в дислокациях на размещение объектов мелкорозничной торговли в городе Москве, что позволит демонополизировать рынок, создать конкурентную среду и дать возможность через объекты мелкой розницы приблизить отечественного производителя к потребителю

 Предприниматели констатировали, что российские чиновники весьма преуспели в уничтожении  мелкой розничной торговли. Десятки постановлений и распоряжений, регулирующих «упорядоченность» мелкой розницы, привели к тому, что огромный слой мелких предпринимателей был фактически уничтожен. Крупные торговые сети  и сегодня еще продолжают доминировать на рынке, взаимодействуя с местной властью и между собой, особенно в сфере поддержания высоких монопольных цен на рынке.

Московский мэр Юрий Лужков недавно отметил такой факт: цены в сетевых структурах повышаются практически синхронно. «Можно говорить о сговоре, который государству надо фиксировать и принимать жесткие меры», - сказал Ю.Лужков. Рост цен на продукты питания и начавшийся экономический кризис в России показали всю несостоятельность ставки на крупные торговые сети. «И если мы не хотим роста цен и увеличения сговоров на потребительском рынке, государство обязано помогать развитию малых фермерских хозяйств, малых производственных фирм, малых форм торговли». Вместо этого государство оказывает беспрецедентную поддержку многим крупным сетевым структурам, почему-то именуя их социально значимыми.!

 

 Участники «Круглого стола» предлагают:

1. Создать Рабочую группу по вопросам нестационарной торговли в Москве при Департаменте потребительского рынка и услуг с привлечением представителей общественных организаций, а также общественную комиссию по контролю за мораторием  на сокращение мелкой розницы.

2. Регламентировать правила получения финансовой поддержки государства.

3. Усилить меры по обеспечению доступности кредитов для мелкой розницы.

4. Всемерно наращивать количество объектов нестационарной мелкорозничной торговли (палатки, автомагазины, рынки). При этом должны выявляться и объекты несанкционированной торговли.

5. Ввести мораторий на закрытие сельхозрынков Создавать новые оптово-розничные рынки.

6. На официальных сайтах органов государственной власти размещать информацию для населения о местах расположения объектов мелкорозничной торговли, размещения схем дислокации объектов – на сайтах префектур и департаментов города.

7. Ввести общественный контроль за нарушениями схем дислокации и выявлением субъектов несанкционированной торговли, организовать противодействие ценовому сговору на отдельные виды товаров. Реализовать в городе программу «Золотое кольцо Москвы».

РОМАНЮК Валерий

РЕКЛАМА: