Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Кто тормозит "малую приватизацию"?

Московские чиновники«Круглый стол» Фракции МГД «ЯБЛОКО – объединенные демократы» при содействии Всероссийского движения «За честный рынок».

Тема «круглого стола» на этот раз была продиктована принятием Федерального закона 159-ФЗ от 22.07.2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Что же это за особенности такие? Кто и что намеревается «отчуждать» в этом самом имуществе? Суммируя итоги дискуссии, отметим: участники «круглого стола» попытались определиться с реализацией прав арендаторов города Москвы на приватизацию недвижимого имущества и намерены отстаивать свои позиции в этом вопросе и далее.

Стать собственником своего бизнеса, с тем, чтобы было что передать своим детям – вот чего жаждут миллионы предпринимателей. Ну кто же захочет передавать или получать в наследство произвол чиновников, алчность арендодателей, долги по кредитам и полное отсутствие перспектив. Это естественное право на собственность до сих пор оставалось для большинства недостижимым. До того дня, как замаячил свет в конце тоннеля в виде  давно ожидаемого Федерального закона 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…». Были сомнения, что этот закон «не пройдет», но закон «прошел»: принят Государственной думой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом Российской Федерации.

Без лукавства тут не обошлось. В ходе реализации данного закона были переданы огромные полномочия субъектам Федерации, и уже на стадии разъяснения отдельных положений закона различными столичными чиновниками у многих предпринимателей возникли опасения : а не подсовывают ли им опять пустышку? Ведь под вопросом оказалась сама возможность реализации законных прав московских предпринимателей на приватизацию арендованных ими помещений. По новому закону, малые и средние предприятия, которые более трех лет добросовестно арендовали помещения, смогут их выкупить без проведения торгов по цене, определенной независимым оценщиком. Перечень помещений, выставляемых на продажу, утверждают органы государственной власти субъекта Федерации, но закон о «малой приватизации» позволяет субъекту Федерации отказаться от продажи предпринимателям нежилых помещений. В этом случае законом предусмотрено создание адресного перечня площадей, которые будут передаваться малым и средним предприятиям в аренду. Московские власти решили оставить за городом все арендуемые на сегодняшний день нежилые помещения, в то время как большинство других субъектов Федерации предпочитают ПРОДАВАТЬ площади малому и среднему бизнесу. Таким образом, из лидеров в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса Москва перемещается в ряды аутсайдеров.

Как ни странно, это обстоятельство нисколько не смущает руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаила Вышегородцева. «Помещения, арендуемые в столице предприятиями малого бизнеса, продаваться не будут, - заявил он на пресс-конференции 13 августа в Пресс-центре малого и среднего бизнеса. – Принято однозначное решение – городское имущество, которое арендуется сейчас малым бизнесом, не продается. Решение однозначное и обжалованию не подлежит». При этом министр пытался убедить своих слушателей в том, что решение не продавать, а сдавать в аренду помещения вызвано в том числе и заботой о самих малых предприятиях для того, чтобы обезопасить их нежилые помещения от возможных махинаций с недвижимостью и рейдерских атак. В этом министр видит еще один довод в пользу того, чтобы сохранить имущество в городской собственности. Ну а предприниматели во всем этом резонно увидели попытку оставить все так, как есть, чтобы арендатор оставался и дальше дойной коровой у чиновников, а мизерные доходы перегонял в арендную плату, живя в привычном страхе  в любой момент быть выброшенным из арендуемого помещения.

Впрочем, министр подсластил пилюлю: для тех, кто очень хочет стать собственниками, власти предлагают стать соинвесторами в строительстве крупных бизнес-центров. «Да, цены «кусаются», - не без пафоса заключил тираду Михаил Вышегородцев. – Но кто сказал, что город найдет оценщиков, которые оценят городские помещения скромно?»

Министру, по должности призванному защищать, а не «гнобить» малый бизнес, вторит первый зам. руководителя Департамента  имущества Москвы Валерий Ануприенко: столичный малый и средний бизнес может либо приобрести нежилые помещения, если примет участие в программе долевого строительства на основе соинвестирования, либо купить площадь на рыночных условиях, участвуя в конкурсах по продаже нежилых помещений. Ни о каких льготах речи тут не идет. Валерий Ануприенко , не стесняясь особенно в выражениях, признался, что продаваться будут только нерентабельные помещения, небольшой площади, которые городу невыгодно содержать. «Их мы продадим,- заявил чиновник. – Все остальное – нет». Весьма прискорбно, что такую позицию разделяют и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, и Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы. Во всяком случае, так утверждается в №30 газеты «Деловая Москва».

Активисты предпринимательского сообщества, приглашая коллег на «круглый стол», вознамерились не просто сформулировать свое видение проблемы, но и заявить о своем намерении добиваться реализации прав арендаторов города Москвы  на приватизацию недвижимого имущества. Предпринимателям предложено обсудить, как минимум, три проблемы:

  • в Москве предполагается создать Фонд муниципального имущества, составляющего инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса. Сама по себе идея не так уж плоха. Однако предполагается, что этот фонд будет сформирован из объектов недвижимости, которые уже много лет используются арендаторами. Фактически без согласия самих арендаторов их предполагается включать в этот «фонд», после чего они автоматически теряют преимущественное право  выкупа, предоставленное Федеральным законом 159-ФЗ. Предприниматели добиваются таких условий, при которых арендатор сам решает, выкупать помещение либо войти в т.н. «фонд», а формирование  «фонда» должно происходить за счет строительства новых объектов и объектов, не арендованных субъектами малого бизнеса;
  • даже если предприниматели Москвы отстоят свое право преимущественного выкупа, существует опасность, что городские власти постараются завысить т.н. «рыночную стоимость» объектов недвижимости, подлежащих приватизации. Необходимо использовать такую методику определения рыночной стоимости недвижимости в Москве, которая позволяет исключить лавинообразный рост ее стоимости в период массовой приватизации. При этом методика определения рыночной стоимости помещений должна быть открытой и доступной для всех заинтересованных лиц;
  • субъектам Федерации предоставлено право устанавливать сроки рассрочки оплаты за приватизированный объект недвижимости. Но необходимо добиваться максимально возможной рассрочки при оплате  для микро- и малых предприятий Москвы.

Таковы были исходные позиции предпринимательского сообщества. И вот как они их отстаивали на заседании «круглого стола», которое проходило в конференц-зале Мосгордумы.

АРЕНДОВАТЬ ИЛИ ВЫКУПАТЬ?

Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы, руководитель фракции МГД «ЯБЛОКО –объединенные демократы»: Многие предприниматели столицы, арендующие нежилые помещения в городе, выражают желание выкупить их в соответствии с  принятым недавно Федеральным законом 159-ФЗ. Но для этого нужно принять в Москве , как минимум, два решения: установить максимальный объем площади, который подлежит выкупу на льготных основаниях и установить период рассрочки выплат за эти помещения. Однако появилась информация, что правительство Москвы ничего этого делать не собирается. На недавнем заседании Мосгордумы было совершенно четко и однозначно заявлено руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаилом Вышегородцевым: никакой продажи имущества не будет. По этому поводу принято однозначное решение. При этом Москва будет формировать перечень имущества, куда войдут все нежилые помещения, арендуемые малым бизнесом. И ни один квадратный метр ни малому бизнесу, ни кому бы то ни было продано не будет. А будут создаваться перечни; предприятия, входящие в них, сохранят право аренды. Я тогда же задал М.Вышегородцеву вопрос, почему так односторонне было принято решение правительства Москвы и почему не было проявлено желание обсудить вопрос с депутатами, не говоря уже о предпринимательском сообществе. Ведь помимо федерального закона, о котором мы говорим, есть еще Распоряжение Президента  Российской Федерации – в срок до 1 октября 2008 г. обеспечить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества в соответствии с Федеральным законом. В данном случае мы имеем расхождение государственной политики на федеральном и региональном уровнях.

На сегодняшнем «круглом столе» мы должны, во-первых, дать оценку позиции правительства Москвы, которое фактически игнорирует федеральный закон, используя некие лазейки. Позиция Московского правительства явно противоречит духу федерального закона в части формирования перечней предприятий, не подлежащих продаже. Вероятно, в перечень должны включаться не все подряд малые предприятия – не об этом написан Федеральный закон, а только те, которые имеют особое значение для экономики города – бизнес-инкубаторы, деловые центры, технопарки. Во-вторых, надо определиться, по какому варианту пойти? Насколько я понимаю, обозначились две альтернативы реализации Федерального закона. Первый вариант – это установление единой для всех нормы – по объему выкупаемого помещения; второй вариант – это дифференцированная норма для предприятий разного профиля. Повторяю, Федеральный закон предоставляет право выбора. Куда девалось это право в московском законе? Риторический вопрос: оно исчезло. Фракция МГД «ЯБЛОКО – объединенные демократы» готова по итогам «круглого стола» внести в Мосгордуму тот или иной законопроект в зависимости от того,к какому варианту мы сейчас придем. Фракция обладает правом законодательной инициативы , а наша традиция «круглых столов» состоит в том, что мы никогда не проводим их для сотрясания  воздуха, а всегда стремимся выйти на конкретную законодательную инициативу.

 

СПРАВКА

Илья Хандриков, председатель Оргкомитета Всероссийского движения «За честный рынок: Для нас важна позиция предпринимательского сообщества в целом. Есть позиция Московского правительства по данному вопросу. На наш взгляд, должна быть и позиция предпринимательского сообщества. На нашем заседании присутствуют  представители трех Департаментов – малого бизнеса, имущества и потребительского рынка. Мы предлагаем также обратиться в Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы. ОЭС отслеживает движение всех  законопроектов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса. К сожалению, пока реакции Общественно-экспертного совета не последовало, а для нас это было бы крайне важно, если бы , к примеру, этот вопрос был  вынесен на обсуждение Совета. На упомянутой в начале материала пресс-конференции первый зам. руководителя Департамента имущества Валерий Ануприенко сослался как раз на Общественно-экспертный совет, мол, с ним согласовано, однако, я лично как член Совета ничего о таком заседании ОЭС не слышал.

Справка, которую дал присутствовавший на «круглом столе» В.Ануприенко, мало что прояснила. По словам В.Ануприенко, на тот момент председатель ОЭС Александр Иоффе был болен, но с ним лично и министром Михаилом Вышегородцевым обговаривались (не ясно, где – ред.) принципы формирования перечней  еще в мае с.г. В последующем этот вопрос, якобы, неоднократно обговаривался с председателем ОЭС, правда, тоже не ясно, когда и где.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ

Валерий Ануприенко, первый зам. руководителя Департамента имущества Москвы: Логика, которая была рассмотрена еще задолго до принятия Федерального закона 159-ФЗ, была предельно проста. Первое. Максимальное сохранение объектов социально-бытовой инфраструктуры, работающих на нужды населения, в арендном пользовании для субъектов малого и среднего предпринимательства, Второе. Расширение мер имущественной поддержки, как это предусмотрено законом 209-ФЗ. На сегодняшний день Москва сдает в аренду около 6 млн нежилых помещений, около 2,1 млн кв.м находятся в прямом арендном пользовании у субъектов малого и среднего предпринимательства. Введены стоимостные критерии по отнесению того или иного предприятия к микро-, малому или среднему. Правда, никто в РФ не вел реестров средних предприятий. А сегодня создаются мутные условия, дающие возможность выкупить недвижимость и создать предпосылки для того, чтобы потом совсем по иным ставкам сдавать помещения в аренду субъектам малого бизнеса. Что мы имеем? Около 4000 субъектов МП арендуют непосредственно у Москвы нежилые помещения из общего числа 400 тысяч субъектов бизнеса, зарегистрированных в Москве. Москва как субъект Федерации сегодня не является монополистом на данном рынке. Поэтому говорить о том, будет ли влиять на рынок то обстоятельство, станет ли на нем торговать Москва или нет, - необоснованно. Мы предложили подходить к принципу определения нежилых помещений  для тех или иных социальных потребностей по нормативам – для торговли, общепита и прочего, что работает для населения, исходя из тех потребностей, которые имеются у конкретных территорий. Сегодня мы начинаем формировать перечень объектов нежилых помещений, которые используются субъектами малого бизнеса. В отношении реализации норм, которые предусмотрены Федеральным законом 159-ФЗ, у нас есть предложения, и мы  представим их повторно Мэру Москвы.

Как известно, в городе Гагарине Президенту Д.А.Медведеву рассказали, что на некоторых предприятиях помещения в аренду сдаются на срок менее года. Правительство Москвы еще раньше приняло решение, и оно реализуется: сдавать помещения в аренду на срок не менее 5 лет. Более того,предусмотрены меры поддержки, когда срок действия договора аренды продлевается, исходя из необходимости установления периода окупаемости тех затрат, которые несет арендатор при ремонте помещений. Мы всегда сообщаем арендаторам на перспективу, какая будет политика арендных отношений, как будут меняться ставки арендной платы. В этой части и дух, и буква поручений Президента Российской Федерации нами выполняются.

А насчет того,имеет ли арендатор возможность выбора,отвечу так: да, имеет. В Москве 152 млн кв.м нежилой недвижимости. Не хотите арендовать у города – можно арендовать в частном секторе, в федеральной собственности. Желаете купить – пожалуйста, становитесь соинвесторами. Исходя из позиции, которая была озвучена на правительстве Москвы в июне 2008 г. ,задолго до принятия закона 159-ФЗ, позиция правительства Москвы состоит в том, что основным способом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве является сохранение помещений в арендном пользовании. Делается это в том числе с целью противодействия рейдерским захватам недвижимого имущества.

И.Хандриков: По поводу рейдерских захватов в Москве имеется серьезное исследование (доклад НАК по антирейдерству). Как правило, в рейдерстве присутствуют олигархические структуры. А еще чиновники, регистрационные ведомства, структуры МВД.

С.Митрохин:У меня тоже вопрос в связи с рейдерством. Вы, наверное, в курсе деятельности ОАО «Объединенная Торговая Недвижимость», в результате которой 64 тыс.кв.м  было передано крупным коммерческим структурам. А те взвинтили в несколько раз ставку арендной платы для предприятий малого бизнеса, которые прежде арендовали эти помещения у города. Вы не считаете такую практику рейдерством?

В.Ануприенко: Анализом всех этих процедур занимается прокуратура. Пусть она ими и занимается. Ну а что касается свободы выбора, в основных направлениях арендных  отношений определено, что уровень, динамика изменений арендных ставок будут  отставать от уровня инфляции. Более того, мы расширяем объем льгот в виде понижающих коэффициентов к ставке арендной платы, определяемой независимым оценщиком. В Интернете, в правовой базе есть все материалы по поводу категорий льготных арендаторов. Вот, допустим, арендатор внес большие деньги в неделимые улучшения арендуемого помещения. И он жалуется, что его улучшения не учитываются. А происходит это потому, что собственник не согласовал должным образом свои улучшения, проект не был согласован, смета отсутствовала. Фактически выходит нечто похожее на самовольное строительство. В прошлом году принято постановление №797, которым предоставлено право, более того, город взял на себя обязательство: если арендатор производит неотделимые улучшения в арендуемых у города помещениях, то размер арендной платы фиксируется на момент до проведения данных работ. Все подтвержденные затраты учитываются при определении срока окупаемости проведенных арендатором улучшений принадлежащей городу недвижимости. Соответственно продлевается ему срок аренды. У нас существует комиссия по спорным вопросам, обращайтесь в нее, добивайтесь продления сроков аренды, изменений расчетов по ставкам энергоплаты.

Вера Антипова, Департамент потребительского рынка и услуг: В период приватизации потребительский рынок потерял огромное количество специализированных помещений, осуществляющих многие нужные городу виды деятельности. Жить в Москве стало некомфортно. А люди хотят иметь маленькие удобные магазинчики рядом с домом, «в шаговой доступности». Но единственный рычаг, который есть сегодня на потребительском рынке, - это те арендные помещения, которые мы сохранили в том профиле, который был и сегодня есть. Выполняя наказы москвичей, мы приняли 3-летнюю программу открытия магазинов и предприятий бытового обслуживания «шаговой доступности». Мнение нашего Департамента сводилось к тому, что город должен иметь фонд нежилых помещений, находящихся в аренде, чтобы удовлетворять сегодняшние потребности москвичей в той самой комфортности и создания тех небольших магазинов, в которых есть нужда. Однако из года в год мы наблюдаем, как меняется профиль предприятий, которые были приобретены в собственность. Часто обременение по сохранению профиля не зарегистрировано, а в результате мы теряем эти помещения. Наша позиция остается неизменной на перспективу: городу необходим фонд нежилых помещений.

И.Хандриков: Но мы-то видим, как создается «шаговая доступность» - через сетевые структуры. Общественного контроля за этим процессом не существует. Мы пытались создать общественный Совет при Департаменте потребительского рынка и услуг. Но все усилия в этом направлении оказались тщетными. А при отсутствии контроля, при отсутствии прозрачности создаваемые фонды сыграют скорее во вред, чем на пользу малому бизнесу.

В.Антипова: О создании Совета я слышу впервые. А что касается фонда – это может быть просто перечень объектов малого бизнеса. Сетевые структуры сегодня – это 20% рынка, тот перечень объектов,  которые город сумеет сохранить благодаря такому рычагу, как аренда. Прежде всего, это профильные магазины, Мы тесно работаем с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. И наблюдаем, как поднимается малый бизнес. На сегодня многие малые предприятия, действительно, могут выкупить арендуемые помещения. 16 октября с.г. на площадке СГУП наш Департамент проводит торги. Приглашаем малые предприятия принять в них участие.

Илья Власов, начальник управления финансовой и имущественной поддержки Департамента поддержки и развития малого предпринимательства: Я полностью согласен с мнением коллег. В дополнение к сказанному приведу небольшой расчет, которым мы пользовались. Мы не брали, как в некоторых регионах, 2000 кв.м, а взяли в среднем 500 кв.м, которые планируются к приватизации, учитывая перегретость московского рынка недвижимости. А приватизация должна проходить, скажем так, по коммерческим ставкам, произведенным по независимым оценкам. Возьмем среднее и получаем 5-6 тыс. долл. за кв.метр, всего получаем порядка 3 млн. долл. Переведите эти деньги в рубли и получите где-то от 62,5 до 75 млн. рублей. Давайте посчитаем. К малым предприятиям на сегодняшний день относятся предприятия, у которых оборот не превышает 400 млн. рублей. При средней рентабельности 15% максимальная прибыль за год может составить всего-навсего 60 млн. рублей. А ведь предприятию нужны деньги и на пополнение оборотных средств, и на развитие. Откуда предприятие возьмет деньги на все это ? Я не беру еще проценты по кредиту. Я просто спрашиваю, сколько предприятие должно иметь денег на руках? Получается, что не только микро- и малым предприятиям, но и не всем средним предприятиям под силу своими средствами осуществить выкуп данного помещения. Вот почему мы поддерживает идею создания перечня, о котором тут шла речь.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Алексей Мешков, предприниматель:20 лет я занимаюсь одной и той же работой, 15 лет арендую одно и то же помещение Я долго ждал выхода закона 159-ФЗ. И вот теперь мне объясняют, что я не смогу выкупить свое помещение, что я должен буду куда-то обращаться. А ведь я сделал ремонт помещения за свои деньги. Но это никому не интересно. Нахожусь в положении крепостного: плачу налоги, плачу аренду и прочее. На развитие денег уже не хватает. Правда, я мог бы выкупить помещение в рассрочку, одолжить денег у родственников. Когда делал ремонт, продал квартиру. Сейчас нахожусь в подвешенном состоянии и не вижу перспектив. И не только я один. Вот вы, чиновники, решаете наверху за нас наши проблемы. А почему не спросить самих предпринимателей? Тут шла речь о рейдерстве. Мне кажется, как раз сейчас идет рейдерский захват малого бизнеса силовыми структурами. А под маркой поддержки малого бизнеса просто ведется его уничтожение. Но я-то хочу жить – в обществе свободных людей и не быть при этом крепостным. Сколько известно примеров, когда людей выбрасывают из помещения только потому, что оно кому-то понравилось. Кстати, договора со мной всегда заключались только на год. Это по части перспектив на будущее.

Роман Жигульский, предприниматель, координатор по торговле Всероссийского движения «За честный рынок»: У меня вопрос к представителю Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Почему вы считаете, что у малого бизнеса нет денег на выкуп помещений? Почему за них решаете? Конечно, если вы оцените так, как это сделал М.Вышегородцев – на 10 тыс. долл. за кв. метр, тогда, действительно, будет тяжело найти такие деньги. Но я все-таки предполагаю, что реальная стоимость помещений в Москве гораздо ниже. Все мы вложили в благоустройство своих помещений большие деньги. Если даже законом по Москве  установим срок выкупа – 5-6 лет, кому-то все равно будет недостаточно такой рассрочки. Но всегда можно взять ипотечный кредит под залог недвижимости. В конце концов, можно продать свою квартиру и выкупить свой магазин. Почему вы считаете, что малый бизнес не найдет  на 30 лет ипотечный кредит?

В.Ануприенко: Если предприятие имеет оборот больше 400 тыс.руб., оно уже лишается статуса малого. И никакой рассрочки на 30 лет быть не может – максимально она составляет 3 года.

Р.Жигульский: Ипотечный кредит я могу взять на любой срок.

- Вы будете платить и процент по ипотечному кредиту, и налог на имущество… Посчитайте экономику.

- Я лучше буду платить ипотечный кредит, чем ожидать, что через год у меня отнимут помещение. Так что позвольте мне по крайней мере самому выбирать.

Юрий Саакян, предприниматель, зампред Комитета по здравоохранению и социальному развитию «ОПОРЫ РОССИИ»: Выкупать помещение или нет – это должен решать сам предприниматель. А вот с оценкой надо разобраться. У меня она осуществлялась так. Пришел чиновник, сфотографировал мой цоколь, недавно мною обновленный, и установил новую арендную плату, конечно, более высокую. И получается если бы я ничего тут не делал , аренда была бы ниже. Не хотелось бы, чтобы так же вела себя независимая оценка.

Алексей Шебаров, президент Ассоциации предпринимателей Северо-Восточного округа Москвы: У чиновников оказались надуманные доводы, совершенно не опирающиеся на здравый смысл. Я воспринял как оскорбление все эти разговоры о рейдерах.  Малый бизнес давно встал на ноги – какие рейдеры? Я 20 лет занимаюсь бизнесом. Мой бизнес раскручен и поэтому дорого стоит. Ни за какие деньги я его не продам, а действительно передам детям. Предприниматели, которые недавно получили помещения, может быть, и захотят их продать. Ну а те, кто по 15 лет работает в бизнесе, никуда не уйдут и рейдеров не боятся – сами  с ними разберутся. Москва, мне кажется, могла бы выступить инициатором принятия поправок в закон, чтобы можно было устанавливать требуемые сроки выкупа. Тогда появятся реальные стимулы для развития бизнеса. Пока таких стимулов нет. А потому где у нас производство? Где инновационное предпринимательство? Ничего этого нет. А ведь стимулирование такого бизнеса можно было бы использовать в качестве преференций. Отработал 5 лет в производственном бизнесе – получай право выкупа. В торговле такое право можно предоставить через 10 лет. Надо гибко подходить к этому вопросу, а не так прямолинейно: либо да – либо нет.

И.Хандриков: Хочу ответить И.Власову по поводу того, где взять деньги малому бизнесу на выкуп арендуемых помещений. Я 20 лет в бизнесе. Когда вышел первый закон о приватизации, было выделено 10-15%  от преференций на развитие малого и среднего бизнеса. И до сих пор осталось неясно, куда девались эти деньги. Те деньги, которые целевым образом выделялись на развитие малого бизнеса.

Олег Босяков, предприниматель: Все мы знаем, сколько времени и сил отнимает заключение договоров и их последующая пролонгация. Например, затраты времени на переоформление договора у нас составляет один человеко-год, т.е. один сотрудник целый год должен стоять в разных очередях. При этом бывает, что предприниматель не успевает заключить договор до того момента, когда его уже пора пролонгировать. Где выход? Дайте предпринимателю выбор: либо долгосрочная аренда на льготных условиях, либо выкуп помещения – по выбору арендатора. Запрещать выкуп в силу возможного рейдерского захвата, мягко говоря, странная логика, никак не связанная с реальностью.

Александр Григоров, предприниматель: Выступившие здесь предприниматели в один голос заявляют, что готовы выкупить свои помещения, хотя, как утверждают чиновники, денег у них нет. Готовность к выкупу связана не только с тем, что у людей есть деньги. Люди хотят стабильности в бизнесе, хотят гарантий на будущее. А какая может быть гарантия, кроме той, что люди станут собственниками?

Галина Голенкова, МПП «Лига свободы»: Когда-то была программа «шаговой доступности», которая провалилась. Сегодня нет ни «шаговой», ни «доступности».

Реплика с места: Программа выполнена.

Г.Голенкова: Возможно, я хожу по другим улицам. И вот здась мы говорим на разных языках, хотя живем в одном городе. Мы говорим сегодня о будущем наших детей, и будущее получается не очень радужным. Из всего, что я тут услышала, мне ясно одно: у каждого человека должно быть право выбора. Такое право и должно предоставить правительство Москвы. Кстати, не все захотят выкупить – ведь это связано с большой нагрузкой на добросовестного собственника. Мне кажется, дать людям право выбора – это первое, что может сделать городская власть. К сожалению, политика нашего Департамента поддержки и развития малого предпринимательства такова, что многие малые предприятия просто переселяются из Москвы в Подмосковье либо вообще уходят с рынка.

Надежда Баданова, предприниматель: У меня нет помещения ни в аренде, ни в собственности. Но мне грустно от того, что Москва – один из самых дорогих городов мира. Здесь малый бизнес загнали в аренду и субаренду. И далеко не всегда решения московских властей отвечают интересам горожан. В результате страдают москвичи, поскольку аренду приходится закладывать в цену. А цены и так запредельно растут.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Олег Старожук, эксперт Всероссийского движения «За честный рынок»: Согласно системе аккредитации оценщиков при правительстве Москвы создается некая обособленная группа оценщиков. Эти оценщики не являются независимыми, как того требует закон. Ну как они могут быть независимыми, если получают деньги исключительно от правительства Москвы? Соответственно закладывается и оценка. Поэтому, если отказаться от использования этой системы при реализации закона, то цены могут быть ниже. Есть и другой вариант. Почему надо заново оценивать имущество, если можно использовать уже действующие цены?

Анна Гончарова, эксперт: В федеральном законе сказано, что преимущественное право на выкуп арендуемого помещения арендатору предоставляется при условии соблюдения ряда моментов. Один из них – выплата арендной платы надлежащим образом.  Причем, за весь период аренды. Но таких идеальных арендаторов просто не существует – у всех когда-то бывали задолженности. Далее. Субъект Федерации  сам устанавливает критерии, при соблюдении которых имущество и передается в собственность. Но с самими этими критериями не все ясно.

Владимир Редский, эксперт движения «За честный рынок»: Федеральный закон не безгрешен. Мы занимаемся его корректировкой вот уже полгода, И все же закон еще не полностью проработан. Осталось много юридических лазеек, которые могут быть использованы не на благо малому бизнесу. Пока в московском законе не прописан четко перечень, в который войдет имущество малых предприятий, а без этого мы не сможем предусмотреть в московском законодательстве, как будем влиять на этот перечень, кто сможет влиять. А без этого никакой поддержки не получится. Надо прописать участие в составлении этих перечней различных структур, а также общественных объединений. Но и это все будут только слова, пока не начнется реальный выкуп помещений. Мы должны реально влиять на перечень, на то, кто и как его составляет. В московском законе о развитии малого бизнеса записано, что эти перечни могут корректироваться раз в год. Значит, остаются рамки, в пределах которых сегодня мы кого-то включим в перечни, а через год, возможно, выкинем из них. Все это должно контролироваться общественностью. Но для начала люди сами должны разобраться,  выкупать им арендуемые помещения или оставаться на аренде. Дайте им равные права по стоимости, по срокам окупаемости. Есть уже арендаторы, которые направляют в Департамент имущества просьбы включить их в перечень, чтобы с ними заключались договора аренды на 10-15 лет. Это выбор арендаторов, и пусть он за ними и останется.

ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?

Р.Жигульский : Так получилось, что правительство Москвы противопоставило себя предпринимателям Москвы. Может, позиция эта изменится, но пока это так. Позиция Департамента имущества нам понятна отчасти, потому что, приватизировав объекты, Департамент потеряет 4 млн. кв. м имущества, а это потеря влияния, сокращение численности Департамента. Видимо, чиновники этого боятся и хватаются, как за соломинку, за этот несовершенный закон. А вот позицию Департамента поддержки и развития малого предпринимательства я отказываюсь понимать. Почему получилось так, что Департамент, который призван защищать нас, противопоставил себя предпринимателям? Почему Михаил Вышегородцев делает такие заявления, от которых волосы встают дыбом?  Думаю, предприниматели должны заявить о том, что нам не нужен такой Департамент, нам не нужен такой министр, который идет против малого бизнеса. Нам нужно попросить Мэра Москвы рассмотреть соответствие должности этого министра. Да и Департамент потребительского рынка и услуг, мне кажется, тоже не отражает на сегодняшний день настроения предпринимателей, не стремится защищать их  интересы.

А.Мешков: «Все -для малого бизнеса» - это только словеса. Я не знаю, о какой поддержке просить чиновников. Но лучше бы мне никто не мешал, а дал возможность выбора. Чтобы не загоняли меня в какие-то фонды, не переводили в подчинение какого-то частного лица, скорее всего аффилированного с властью. Ведь если кто-то вынужден торговать дороже, то это вылезают наша аренда и наши налоги. Дайте мне свободу выбора!  Если бизнес – это собственность, дайте мне возможность получить эту собственность.

И.Хандриков: Мы собрались на  «круглый стол», чтобы выслушать точки зрения представителей  власти и сформулировать свою позицию. 18 сентября – годовщина создания Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Нам бы хотелось, чтобы это был и наш праздник. Но пока не очень складывается. Многие критические замечания в адрес московских властей сформулированы в предложенном проекте резолюции. Предлагается провести справочное голосование по предложенному проекту. Надо внести в проект резолюции предложение Общественно-экспертному совету по малому и среднему предпринимательству при Мэре и правительстве Москвы рассмотреть вопрос о реализации в городе Федерального закона 159-ФЗ.

С.Митрохин: Дискуссия, по-моему, получилась содержательной. Аргументы предпринимателей были серьезные. Не столь убедительными были аргументы представителей правительства Москвы, его Департаментов. И как депутат я хотел бы для себя установить истину: как объяснить нынешнюю ситуацию с «малой приватизацией»? Ряд ответов прозвучал в выступлениях предпринимателей. Что касается рейдерских захватов, о чем тут много говорилось, лично мне известны только те захваты, которые осуществлялись исключительно чиновниками. Там, где нет поддержки чиновников, нет и рейдерских захватов. У чиновников возможностей воздействовать на малый бизнес на порядок, а то и на два больше,  когда этот бизнес находится в зависимости от них. Вообще институт аренды предполагает гораздо большую зависимость, чем институт частной собственности. Что касается опасений, высказываемых противниками продажи арендуемых помещений, мол, набегут крупные предприятия и все скупят, - такие опасения не основательны. Это все от лукавого. У крупного бизнеса свои возможности, ну а помещения мелких фирм для них не представляют особого интереса. А что касается опасности перепрофилирования многих малых предприятий, которое мы наблюдаем, я хотел бы обратить внимание вот на что :бизнес «шаговой доступности» перестает быть таковым. Есть у нас институт обременения – вот его и надо использовать для закрепления на рынке частного собственника. А собственность – это стабильность, это перспектива, возможность получения кредитов без особых проблем. Должно быть реализовано право малого бизнеса на выкуп арендуемого имущества, предусмотренное Федеральным законом. И если у нас существует вертикаль власти, то она и в Москве должна действовать.Что касается перечней, то пусть они существуют, но они не должны перечеркивать право, гарантированное Федеральным законом, перечеркивать свободу выбора. Возможность обеспечить это право у нас есть; в Федеральном законе по развитию малого и среднего предпринимательства записано, что порядок формирования и обязательного опубликования перечней, касающихся преимущественного права на приватизацию, устанавливаются нормативами и правовыми актами субъектов Федерации. Следовательно, мы можем инициировать внесение этого закона и добиваться установления такого порядка, который гарантирует право, установленное в законе.

Резолюция круглого стола...

(Записал Валерий Романюк)

РЕКЛАМА: