Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Война за квадратный метр

Выступая на «парламентском часе» перед депутатами Госдумы министр экономического развития Эльвира Набиуллина отчетливо назвала как «один из инструментов в борьбе с кризисом – поддержку малого бизнеса, который поможет обеспечить новые рабочие места». Вот и председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров признал важным делом продолжение работы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

По словам Федорова, необходимые законы для его защиты и развития приняты, и теперь важно подкрепить их конкретными мероприятиями, чтобы законы заработали и неукоснительно соблюдались. А вот это, пожалуй, верно и актуально, ведь бывает же, что закон есть, а толку от него нет. Как, например, ФЗ №159 «Особенности приватизации недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства». Его еще называют «закон о малой приватизации». Суть документа в том, что малые и средние предприятия, добросовестно арендующие помещение в течение более трех лет, имеют преимущественное право его выкупа по коммерческой цене с рассрочкой платежа.

Этот закон принимали почти три года, преодолевая сопротивление. А как приняли, испугались и выпустили вдогонку 108-й закон, который внес сумятицу в концепцию передачи недвижимости предпринимателям. Он задуман вроде в поддержку тех предпринимателей, которые не успеют выкупить занимаемое помещение. Для них в законе установили порядок пролонгации договоров аренды. Ну как гуманно! Но кто-то очень «остроумный» вклинил в этот закон статью 17. А она предусматривает заключение договоров аренды только на принципах конкурсов, аукционов, в режиме торгов! Чтобы продлить договор аренды, предпринимателям придется участвовать в торгах за свое же собственное помещение, хотя и арендованное. Средств на участие в аукционе, как правило, у них нет, поскольку они вложились в ремонт и бизнес. Кроме того, даже если предприниматель вновь участвует в аукционе и даже уверен в победе, он должен остановить свое дело и очистить помещение на время торгов. Вот так, и не иначе.

В сущности, такие условия перечеркивают закон №159 – лишают малый и средний бизнес возможности приватизации, и не только из-за статьи 17. Разработчики да и депутаты, принявшие «закон о малой приватизации», то ли допустили оплошность, то ли поддались лоббированию его противников, но выпустили закон, как «рамочный» документ. Это значит, что в нем определены рекомендации федеральной власти, а субъекты Федерации могут, исходя из своих пожеланий, возможностей, мировоззрения, определить конкретные условия льготной приватизации государственного или муниципального имущества, приняв свой закон. Вот региональные власти и выдали такие условия, которые поддержкой малого бизнеса не назовешь.

Убедившись в абсолютной бездейственности 159-го закона, Комитет Госдумы по собственности решил разобраться в причинах и понять, какие в него внести поправки, чтобы он заработал. И созвал «круглый стол», посвященный вопросам «имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства». Председатель комитета Виктор Плескачевский с совершенно расстроенным видом призвал представителей регионов высказаться о том, как федеральный закон реализуется на местах, как там передают в собственность малых предприятий помещения, которые они арендуют от трех и более лет.

– У власти должно остаться только такое имущество, – проникновенно говорил Плескачевский, – которое необходимо для осуществления властных полномочий. А в стране 75% имущества находится у власти – государственной и региональной, тогда как для выполнения своих функций ей необходим втрое меньший объем. В зарубежных странах ситуация обратная, и видно, что и бизнес там развит больше. В США МБ владеет до 80% имущества.

Приватизация практически остановилась. Об этом свидетельствует мониторинг, проведенный общественным объединением малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»». Ее руководитель Сергей Борисов был лаконичен. Что говорить, когда по результатам мониторинга оказалось, что за полгода в половине регионов даже не принят местный закон о приватизации имущества, а там, где он есть, им и воспользоваться невозможно. Например, в одних местах разрешается приватизировать только 30 кв. м площади, а в других 100. Так что, если предприниматель вел бизнес (шил одежду, делал продовольственные полуфабрикаты, выпускал медицинские аппараты) в цехе, который был крупнее обозначенных местной властью цифр, выкупить его в собственность не сможет. В этих законах есть еще ряд ограничений, например по срокам оформления документов, рассрочке выплаты. «Вот поэтому, – сказал Борисов, – наш малый бизнес не может взять на себя крупные производственные проблемы. Такое сопротивление 159-му закону говорит о том, что наши региональные власти не имеют глубокого понимания того, что малому бизнесу поистине необходим мощный толчок к развитию».

А ведь на дворе кризис. Но, ссылаясь на способность малого бизнеса создать рабочие места, притушить пожар безработицы, в регионах продолжают его тормозить, выбирая, как предназначенную для него федеральным законом недвижимость повыгоднее использовать. И даже на заседании «круглого стола» в стенах Госдумы вместо того, чтобы покаяться в противостоянии закону, пересмотреть свое к нему отношение, представители региональной власти умело «переводят стрелки» с обсуждаемой темы на рассказы о своих достижениях в организации аренды недвижимости малым бизнесом. Так, заместитель руководителя столичного департамента имущества Валерий Ануприенко доложил, что с 1 января 2009 года введен новый базовый договор по аренде нежилых помещений для малого и среднего бизнеса, установлена минимальная ставка арендной платы в размере 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год, минимальный срок для договоров аренды – 10 лет вместо 5.

И представитель Санкт-Петербурга, председатель Комитета по управлению городским имуществом Игорь Метельский рассказал про арендные отношения малого бизнеса и собственника помещений – городской власти. Но о ходе малой приватизации недвижимости – ни слова. Только о намерениях.

Да и глава департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров – разработчик саботируемого на местах закона – выступил с новой идеей предоставления в аренду малому и среднему бизнесу «временно свободного» федерального имущества. Принято решение о снижении арендных ставок до 40% в первый год аренды, 60% – во второй и 80% – в третий. Но продать их в рассрочку малым предприятиям власть не решается. Нет, будут сдавать «временно свободное», значит, тоже временно, чтобы помнили: как понадобится федеральной власти, так отберут. Такая антикризисная мера выводит из бюджета до 2 млрд руб., как сообщил Шаров. Так вот где собака зарыта!

«Ведь именно сдача в аренду недвижимости дает основную часть неналоговых доходов местной власти», – высказал свою точку зрения Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий. – Малая приватизация – это проблема городов. В Санкт-Петербурге и Москве выгодно брать деньги за аренду и использовать их для городских программ. Это – хорошо, но малый бизнес в результате умирает».

Тем не менее московская власть убеждает предпринимателей, что их лишают приватизации площадей в их же интересах. Если малый бизнес прогорит, то приватизированная недвижимость будет утеряна для использования другим предпринимателем. И для населения тоже, как убеждают в правительстве Москвы, лучше, потому что стоит отдать помещение в собственность предпринимателю, как вместо социально важного объекта – там появится бутик. Поэтому в столице решено загнать всю недвижимость в Фонд арендуемых помещений, чтобы потом выдавать ее на условиях аукциона. Хотя Виктор Плескачевский считает, что эти доводы не имеют оснований, поскольку есть способы избежать перепрофилирования приватизированного бизнеса при продаже помещения, установив ограничения на использование частной собственности.

«Нет уж, давайте двигать малую приватизацию, – высказал мнение ряда представителей бизнес-сообществ предприниматель Игорь Кузник, – на таких условиях: срок выкупа арендуемого имущества должен составлять не менее 3 лет, максимальный размер выкупаемой площади не должен быть ограничен, разрешить приватизацию не более одного объекта на одно предприятие».

«Мы требуем, – заявляет от лица членов Всероссийского движения «За честный рынок» член оргкомитета Роман Жигульский, – установления выкупаемых площадей не менее 500 кв. м с рассрочкой оплаты до 10 лет. Ведь без собственной недвижимости бизнес – это воздушное пространство. Мы хотим сохранить и передать свое дело нашим детям, так что придется за него бороться».

А еще в редакцию пришло письмо из Волгодонска от руководителя Ростовского регионального отделения общественного движения «Развитие предпринимательства» Ивана Кораблина, возмущенного тем, что только 5% из 90 средних и малых предприятий из числа имевших право на приватизацию по условиям закона «допущены» к выкупу помещений. Остальным предложено вступить в городской фонд помещений для малого бизнеса. Бизнес-сообществу напомнили, что НДС на имущество нужно уплатить сразу на всю величину стоимости, даже при рассрочке выкупа по местному закону – в 2 года. Вот такие жесткие условия придумали хитрющие ростовские чиновники, чтобы отвадить предпринимателей от приватизации занимаемых помещений.

Как видим, идет нешуточная война между малым бизнесом и местной властью, которая то ли не хочет, то ли боится дать ему самостоятельность.

САЛЬНИКОВА Валентина на tribuna.ru

РЕКЛАМА: