Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Выступление А.Н. Шохина на заседании Совета РСПП

Выступление Президента РСПП А.Н. Шохина на заседании Совета РСПП по развитию малого и среднего предпринимательства на тему «Совершенствование механизмов участия малого и среднего бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества»
16 апреля 2010 года

Российский союз промышленников и предпринимателей в рамках Недели российского бизнеса проводит расширенное заседание Совета РСПП по развитию малого и среднего предпринимательства на тему «Совершенствование механизмов участия малого и среднего бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества».

В конце марта в Минэкономразвития России под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова состоялся круглый стол, посвященный вопросам начала нового этапа приватизации государственного и муниципального имущества.

Не только у бизнеса, но и у органов государственной власти сформировалось понимание необходимости снижения доли государства в экономике.

Серьезными факторами для активизации приватизационных процессов являются:

  • ­недостаточная эффективность использования госсобственности;
  • ­отказ от избыточных расходов на управление имуществом, которое не является стратегическим для государства;
  • ­искажение конкуренции на рынке вследствие получаемых государственными компаниями преференций;
  • ­необходимость финансирования масштабных программ, прежде всего, пенсионной реформы.

Кризис лишь обострил проблему: до его начала ряд экспертов оценивал долю частных активов в экономике в 25-30%, а сейчас доля активов, которые находятся в собственности государства или компаний с госучастием выросла.

Один из важных аспектов приватизации - это привлечение малого и среднего бизнеса к участию в приватизационных процедурах и формированию широкого слоя эффективных собственников.

За последнее время органами государственной власти был принят ряд мер, способствующих участию субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации государственного и муниципального имущества. В частности, принят Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». В Государственную Думу РФ внесены проекты федеральных законов, касающиеся продления действия данного закона до 2013 года, освобождения субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты НДС при покупке арендуемого ими государственного и муниципального имущества. 

Вместе с тем, целесообразно рассмотреть вопрос о расширении комплекса мер по повышению эффективности участия малого и среднего бизнеса в приватизации.

  1. Государственные и муниципальные предприятия и учреждения обладают на праве хозяйственного ведения и оперативного управления значительным объемом имущества, которое не используется ими в своей основной уставной деятельности и сдается в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В целях воспрепятствования выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими государственного и муниципального имущества региональные и муниципальные власти передают такое имущество государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.
    В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность распространения действия закона о приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества на государственную и муниципальную собственность, закрепленную на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. В частности, субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим длительное время (например, не менее 5 лет) помещения у государственных или муниципальных предприятий (учреждений), может быть предоставлено право подать заявку в уполномоченный орган на приватизацию данного помещения. При рассмотрении такой заявки уполномоченный орган должен исходить из того, что предприятия и учреждения не должны владеть помещениями, не используемыми для реализации своих уставных целей. Для отдельных категорий государственных и муниципальных предприятий и учреждений может быть сделано исключение из данного правила (например, для ВУЗов, медицинских учреждений и т.д.).
  2. По данным Минэкономразвития России в 2009 году с субъектами малого и среднего предпринимательства заключено всего 6 тыс. договоров купли-продажи муниципальной и региональной недвижимости. В некоторых субъектах РФ не было заключено ни одного договора. Данная ситуация сложилась, потому что в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Перечень государственного и муниципального имущества, не подлежащего выкупу и предоставляемого малым предприятиям в аренду по льготным ценам, были внесены практически все объекты недвижимости.
    Эту ситуацию необходимо исправлять, ограничив предельный объем не подлежащего выкупу недвижимого имущества, включаемого в такие Перечни. Также целесообразно рассмотреть возможность определения условий  выкупа имущества, включенного в Перечни, и направления полученных от продажи средств на строительство новых помещений для нужд малого бизнеса.
  3. В преддверии нового этапа приватизации следует отметить, что ранее планы приватизации госсобственности регулярно не исполнялись. В частности, в 2007 году план приватизации Росимуществу удалось выполнить на 45%, в 2008 году – на 60 %. При этом доход обеспечивался за счет приватизации нескольких значимых объектов, а значительная часть объектов оставалась не приватизированной.
    Данная ситуация во многом обусловлена тем, что сегодня отсутствует эффективный механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы позволял отражать заинтересованность организаций, в том числе малых и средних, в определенных объектах, находящихся в собственности государства. Необходимо создать механизмы заявительного порядка приватизации государственного и муниципального имущества. Следует предусмотреть четкие процедуры рассмотрения заявок на приватизацию и исчерпывающие основания для их отклонения. Создание таких процедур будет способствовать решению одной из важных проблем в сфере приватизации – преодолению противодействия менеджмента государственных компаний, не заинтересованного в смене собственника.
    Для выполнения указанных задач могут быть выработаны критерии определения имущества, предназначенного для продажи субъектам малого и среднего предпринимательства (такие как: стоимость, выручка, количество работников). На основании этих критериев целесообразно сформировать разместить на официальном сайте Росимущества перечни подлежащего приватизации имущества с максимально подробным описанием и структурированием по отраслям хозяйственной деятельности.
  4. Предлагаем также обсудить возможность организации закрытых аукционов, в которых участвуют субъекты малого и среднего предпринимательства, либо возможность предоставления таким субъектам преимущественного права покупки имущества при совпадении цены на торгах.
  5. Открытость и доступность для малого и среднего бизнеса процедур приватизации возможно обеспечить за счет проведения электронных торгов, на определенной площадке с прозрачным механизмом подачи заявок. 
  6. Во избежание покупки приватизируемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в целях перепродажи крупному бизнесу, могут быть предусмотрены обязательные условия приватизации по сохранению целевого использования данного имущества. 
  7. Для стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса к участию в приватизационных процессах предлагаем рассмотреть возможность снижения для них размера задатка при подаче заявки на участие в торгах  (сейчас составляет 20% начальной цены объекта приватизации). Это позволит субъектам малого и среднего бизнеса не изымать из хозяйственного оборота значительные средства. Также целесообразно расширить для малого бизнеса основания предоставления рассрочки внесения платы за приобретаемое имущество. 
  8. Кризис существенно ограничил доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, поэтому для обеспечения возможности их участия в приватизации, нужно создать механизмы финансовой поддержки (льготное кредитование, субсидирование процентной ставки по кредиту и т.д.). 
  9. В целях совершенствования способов приватизации предлагаем законодательно предусмотреть возможность преобразования государственного (муниципального) предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Такая организационно-правовая форма является наиболее удобной для малого бизнеса. Это позволит сократить расходы малого бизнеса, связанные с соблюдением установленных законом требований к акционерным обществам, и не допустить создание акционерных обществ, которые по существу не являются публичными компаниями. 

Принятие указанных мер, по нашему мнению, может способствовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению его доли в экономике России.

РЕКЛАМА: