Войти

Warning: Declaration of getcbrecaptchaTab::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui) should be compatible with cbTabHandler::getDisplayRegistration($tab, $user, $ui, $postdata) in /home/kit-clubru/vdcrru/www/components/com_comprofiler/plugin/user/plug_cbrecaptcha/cbrecaptcha.php on line 0

Расширенное заседание Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству

Рассмотрев пакет проектов законодательных актов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, принятых Государственной Думой Российской Федерации...

ПРОТОКОЛ № 10-2008

расширенного заседания Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы

3 октября 2008 г.                                                                                            г. Москва

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Совета:

Иоффе А.Д., Андреев И.С., Аранович М.Л., Астахов Ю.Н., Белоус Т.Г., Борисов А.И., Виленский А.В., Дударенко А.В., Емельянова Е.Л., Жуков А.М., Заборня А.В., Киселев А.Н., Князев Д.А., Кошелев Л.Н., Логотская Л.С., Микеда В.П., Музыря Н.И., Орлов А.В., Осадчий И.В., Поденок А.Е., Рыжков Л.Б., Савельева Т.В., Симакина Т.П., Соболева В.В., Хандриков И.Н., Шебаров А.И., Штерн В.С., Яцушко С.А.

Приглашенные:


Вышегородцев М.М.

- министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Авеков В.В.

- руководитель СГУП по продаже имущества города Москвы.

Карпов А.Е.

- первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Андрианова С.С.

- юрист Московского агентства по развитию предпринимательства.

Ануприенко В.Ю.

- заместитель руководителя Департамента имущества города Москвы.

Бабушкин А.В.

- кандидат в депутаты Государственной Думы по списку РОДП «Яблоко», член Комитета за гражданские права.

Белова Н.Б.

- консультант Группы по обеспечению деятельности Совета.

Богословский С.Н.

- начальник Юридической службы ТЦРП ЮАО.

Вакуров П.Б.

- консультант Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Веригин И.А.

- председатель Консультативного совета общественных объединений МГО партии «Единая Россия».

Волков В.Е.

- генеральный директор Российской ассоцивции развития малого и среднего предпринимательства.

Волченко А.А.

- главный эксперт отдела по поддержке малого предпринимательства Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ.

Гайдуков Г.П.

- начальник отдела Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Голубев А.Н.

- заместитель руководителя СГУП по продаже имущества города Москвы.

Графков В.Б.

- консультант Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Желнорович А.В.

- ведущий специалист Группы по обеспечению деятельности Совета.

Канардов П.И.

- директор НП «Содействие защите прав арендаторов».

Карцхия А.А.

- советник Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Коконин М.С.

- начальник Правового управления Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Маштаков А.Л.

- генеральный директор Московского агентства по развитию предпринимательства.

Моисеев В.Е.

- юрист Московского агентства по развитию предпринимательства.

Рожкова Е.А.

- руководитель юридической службы Московской торгово-промышленной палаты.

Туркин Д.А.

- председатель Совета предпринимателей СЗАО г. Москвы.

Чапуров В.В.

- заместитель генерального директора ООО «BUTUZOV» Мужская одежда.

ПОВЕСТКА:
1. О проектах федеральных законов:

  • «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

2. О реализации в городе Москве Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

СЛУШАЛИ:
I. О проектах федеральных законов:

  • «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности».

Докладчик: Иоффе А.Д.

В обсуждении приняли участие: Аранович М.Л., Поденок А.Е., Киселев А.Н., Емельянова Е.Л., Савельева Т.В., Музыря Н.И., Дударенко А.В., Борисов А.И., Астахов Ю.Н., Штерн В.С., Белоус Т.Г., Князев Д.А., Микеда В.П., Логотская Л.С., Карпов А.Е., Вышегородцев М.М., Коконин М.С., Веригин И.А., Туркин Д.А., Бабушкин А.В.

РЕШИЛИ:

Рассмотрев пакет проектов законодательных актов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, принятых Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, Общественно-экспертный совет отмечает их, безусловно, важное значение для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в стране. В тоже время, Совет считает необходимым внести в тексты данных законопроектов до их рассмотрения в Государственной Думе во втором чтении следующие изменения.

1. В проект федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

1.1. Проектом закона должно быть предусмотрено, что Правительством Российской Федерации может быть уполномочен только один орган государственного контроля (надзора) в который юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют уведомления о начале осуществления своей предпринимательской деятельности.

1.2. В пункт 3) статьи 2 после слов «уполномоченных государственных органов» включить слова «в пределах их компетенции».

Деятельность любого контролирующего органа должна осуществляться исключительно в пределах предоставленной ему компетенции.

1.3. По статье 8 проекта закона.

По мнению участников расширенного заседания, статью 8 законопроекта необходимо полностью переписать, поскольку в ней содержится явное противоречие, которое заключается в том, что из положений этой статьи невозможно понять, о чем предприниматели должны направлять в уполномоченный орган уведомление – о начале предпринимательской деятельности вообще, или о начале предпринимательской деятельности на конкретном объекте. Отсюда возникают следующие вопросы, на которые статья 8 не дает ответа:

  • что делать тем, кто уже ведет предпринимательскую деятельность, они должны направлять уведомления о своих давно работающих объектах или нет?
  • нужно ли направлять уведомление о начале предпринимательской деятельности на новом объекте тем, кто уже ведет такую или иную деятельность на других объектах?

Если статья не будет содержать ответы на все эти вопросы, чиновники будут трактовать ее положения, как им заблагорассудится, и вместо упрощения разрешительных процедур получится очередной административный произвол и ухудшение ситуации для предпринимателей, что, явно, не может быть целью рассматриваемого проекта федерального закона.

По нашему мнению, в статье необходимо четко определить, что уполномоченный орган уведомляется о начале предпринимательской деятельности на данном конкретном объекте. Начало предпринимательской деятельности, как таковое, фиксируется фактом регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и обсуждаемый законопроект не должен подменять собой эту самую регистрацию. Его задача – облегчить предпринимателю жизнь за счет сокращения временных и финансовых затрат, связанных с получением всевозможных разрешений на организацию конкретного бизнес – проекта.

Кроме этого, участники расширенного заседания Совета предлагают внести в статью 8 проекта закона следующие изменения:

1.3.1. Из пункта 6) части 2 статьи 8 исключить слова «вместимостью 20 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

1.3.2. Из части 5 статьи 8 законопроекта исключить второе предложение.

Подтверждением начала осуществления предпринимательской деятельности является само уведомление. В законопроекте совершенно справедливо отсутствует норма о необходимости направлять в уполномоченный орган договоры (контракты) на выполнение (оказание) работ (услуг) и документы, подтверждающие факт оплаты товаров (работ, услуг). Поэтому, второе предложение части 5 статьи 8 является излишним, способным вызвать у предпринимателей не имеющие смысла вопросы.

1.3.3. Часть 6 статьи 8 закончить словами «до вступления в действие настоящей статьи».

Это необходимо для того, чтобы не возникла ситуация, при которой из-за отсутствия бланков уведомлений невозможно будет начать предпринимательскую деятельность неопределенное время после вступления закона в силу.

1.3.4. Части 7 и 8 статьи 8 законопроекта исключить.

Изменение адреса места осуществления предпринимательской деятельности, реорганизация юридического лица и прекращение осуществления предпринимательской деятельности регистрируются в единых государственных реестрах и, следовательно, эта информация доступна органам власти, включая уполномоченный орган. В крайнем случае, эта информация должна предоставляться в уполномоченный орган непосредственно держателями реестров.

1.4. Часть 4 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять предпринимательскую деятельность с даты предоставления уведомления в уполномоченный орган или с даты отправления уведомления в уполномоченный орган заказным письмом».

Такая норма позволит начинать предпринимательскую деятельность вне зависимости от возможных «проволочек» со стороны уполномоченного органа или проблем с доставкой почтовых отправлений.

1.5. Пункт 3) части 4 статьи 11 исключить.

Изложенное в этом пункте основание для проведения выездной проверки дает возможность контролирующим органам проводить выездные проверки практически во всех случаях, когда им заблагорассудится, что сводит на нет одно из самых важных нововведений данного законопроекта о преимущественном проведении документарных проверок.

1.6. Часть 4 статьи 12 исключить.

Данная формулировка оставляет возможность крайне широкой ее трактовки контролирующими органами, что недопустимо. Так, например, продажа просроченного товара в одном отдельно взятом магазине не может быть основанием для внеплановой проверки других магазинов.

1.7. В части 6 статьи 12 слова «двадцать четыре часа» заменить словами «три рабочих дня».

24 часа – недостаточный срок для подготовки субъекта предпринимательской деятельности к проверке. Кроме того, не оговаривается, что эти 24 часа не должны приходиться на выходные и праздничные дни.

1.8. В части 3 статьи 17 слово «предъявляются» заменить словом «вручаются», а слова «со служебным удостоверением» заменить словами «с представлением служебного удостоверения».

Это необходимо для того, чтобы у проверяемого был документ, подтверждающий правомочия проверяющих, который может быть им использован, например, для опротестования их действий.

1.9. Дополнить статью 17 частью 4 следующего содержания:

«4. В случае проведения внеплановой проверки должностное лицо, осуществляющее проверку, обязано предъявить руководителю (иному должностному лицу) юридического лица либо индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю индивидуального предпринимателя) согласование проведения проверки с прокурором».

Поскольку внеплановые проверки должны согласовываться с прокурором, проверяющие обязаны предъявлять документы, подтверждающие факт такого согласования, проверяемым.

1.10. В текст законопроекта необходимо ввести положение об обязанности всех контролирующих органов привести свои ведомственные акты в соответствие с настоящим Законом.

2. По проекту закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

2.1. Третий абзац статьи 2 законопроекта после слов «В случае изъятия документов,» дополнить словами «в том числе, в электронном виде».

2.2. Четвертый абзац статьи 2 законопроекта после слов «Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы,» дополнить словами «в том числе, в электронном виде».

Предприниматели жалуются на то, что сотрудники органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий изымают вместе с документами всю компьютерную технику, на которой также находятся документы, но в электронном виде. Без этих документов они не могут нормально вести предпринимательскую деятельность. Поэтому, необходимо предусмотреть возможность снятия и с этих документов соответствующие копии и передачи их предпринимателям.

3. По проекту закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности».

Общественно-экспертный совет поддерживает идею замены лицензирования страхованием гражданской ответственности. Вместе с тем, Совет считает необходимым отметить следующее. В принципе, законопроект заслуживает одобрения, несмотря на то, что перечень видов деятельности, лицензирование которых предполагается заменить страхованием гражданской ответственности, невелик и ограничивается перевозками и погрузочно-разгрузочными работами с опасными грузами в области морского и внутреннего водного транспорта, а также почтовой связью. Кроме того, следует отметить, что проект закона упраздняется упрощенный порядок получения лицензии, т.е. по некоторым видам деятельности усиливает административное давление на предпринимателей.

Общественно-экспертный совет считает, что особое внимание при реализации положений данного законопроекта необходимо обратить на оценку финансовой нагрузки на предпринимателей, после чего можно будет сделать обоснованные выводы о целесообразности перехода других видов деятельности с лицензирования на страхование ответственности.

№ 10-08-1
Принято единогласно.

СЛУШАЛИ:

II. О реализации в городе Москве Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – докладчик: Ануприенко В.Ю.

В обсуждении приняли участие: Иоффе А.Д., Авеков В.В., Дударенко А.В., Вышегородцев М.М., Поденок А.Е., Емельянова Е.Л., Хандриков И.Н.

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию о реализации в городе Москве Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также о мерах имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленную первым заместителем руководителя Департамента имущества города Москвы Ануприенко В.Ю., основные положения которой заключаются в следующем:

  • Департамент имущества продолжает работу по формированию и подготовке к утверждению Перечня государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование  субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Департамент имущества не планирует массовой приватизации помещений, арендуемых у города субъектами малого и среднего предпринимательства, поскольку такая приватизация не решит проблем обеспечения всех субъектов малого и среднего бизнеса Москвы нежилыми помещениями, но предприниматели, безусловно, будут иметь право на выкуп арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ;
  • все договоры аренды нежилых помещений с малыми и средними предприятиями будут заключаться на срок не менее 5 лет;
  • по объектам социальной направленности (магазины и предприятия бытового обслуживания шаговой доступности и т.п.), а также предназначенным для размещения предприятий, работающих в приоритетных для города сферах, будут предоставляться льготные ставки арендной платы, в том числе и в случаях переуступки прав аренды при сохранении вида деятельности;
  • арендаторам, произведшим неотделимые улучшения объекта, будут возмещены понесенные на это затраты, в том числе и в виде увеличения срока аренды, позволяющее окупить понесенные издержки;
  • Департамент имущества готовит предложения по реализации поручения Мэра Москвы Лужкова Ю.М. о резком увеличении имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • подготовлен текст проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 108-ФЗ, поставивший в крайне сложное положение арендаторов помещений, принадлежащих городу, особенно малые и средние предприятия;
  • Департаментом имущества разработаны меры, позволяющие пролонгировать договоры аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства – добросовестными арендаторами без проведения конкурсов, предусмотренных Федеральным законом № 108-ФЗ.

2. Совет считает необходимым поддержать проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 108-ФЗ и привлечь к его лоббированию в Государственной Думе органы власти и предпринимательскую общественность регионов страны.

3. Создать при Общественно-экспертном совете Комиссию по вопросам обеспечения малого и среднего предпринимательства нежилыми помещениями.


№ 10-08-2
Принято единогласно.

Председатель Совета                                                                              А.Д. Иоффе

Ответственный секретарь

Совета                                                                                                      Л.Б. Рыжков

РЕКЛАМА: